Картины из Санкт-Петербурга приехали в Вязьму

Картины из Санкт-Петербурга приехали в Вязьму

3 августа в выставочном зале на улице Восстания открылась экспозиция «Передвижники ХХI век». В ней приняли участие художники из Санкт-Петербурга, Хабаровска, Самары, Москвы, Североморска, Тулы и других городов.

Но зрители увидели далеко не все привезенные работы: выставочные площади в Вязьме оказались маловаты, и некоторые полотна пришлось закрыть в Спасской башне. Однако присутствовавшая на торжественном открытии заместитель председателя по культуре и туризму города Вязьмы Светлана Вавилова пообещала, что скоро в городе будет «новый просторный выставочный зал».

Пока же жители и гости города могут увидеть пейзажи из путешествий по Тибету художницы Ольги Лисенковой, портреты Лидии Яцукевич, натюрморты Вадима Губина; работы с темами Среднй Азии Тинати Зарандии-Куталии; широкие, панорамные пейзажи Юрия Белозерского, а также произведения других авторов. Картины реалистичны, разнообразны, вызывают теплые эмоции.

Как сказал главный организатор выставки, общественный деятель Валерий Выборжанин, «представленные работы написаны в лучших традициях реалистического искусства».

Нет такой профессии…
Валерий Выборжанин занимается организацией передвижных выставок около 15 лет. Он взялся за это дело по просьбам друзей-художников, понимая ту печальную ситуацию, в которую попали представители творческих профессий. К сожалению, после распада Советского Союза профессии «художник», «музыкант», «писатель» потеряли юридический статус в нашем государстве. Долгожданный федеральный закон о творческих союзах, где были бы прописаны социальная защита и права творческого работника, до сих пор не принят. В итоге художнику, даже самому трудолюбивому и прославляющему наше Отечество, не идет трудовой стаж, у него нет пенсионных отчислений, трудно получить медицинский полис и различные справки, где требуется указывать «место работы»... Однажды, рассказывает Юрий Белозерский, ему не разрешили получить важный для его путешествий документ, сказав: «Не положено! У нас нет такой профессии - художник...»

А ведь произведения мастеров живут в веках и не нуждаются в подтверждении своей значимости какими бы то ни было справками и трудовыми книжками. Эту проблему социальной адаптации людей искусства и поднимает Валерий Выборжанин, а также другие подобные энтузиасты, вступаясь за художников и беря на себя часть организационной работы.

Впрочем, творцам было непросто выживать во все века, они часто оказываются недооцененными современниками. Например, знаменитый Рембрандт, картины которого сегодня потрясают зрителей Эрмитажа и стоят миллионы долларов, в конце своих дней бедствовал и был похоронен на кладбище для нищих. А Илья Репин, именем которого названа Академия художеств в Санкт-Петербурге, в последние годы жизни писал картины на клеенке, находясь дома в теплой одежде, так как денег на дрова и холсты у него не было...

Передвижники впали в академизм?
Валерий Выборжанин, безусловно, взял на себя благородную миссию – покровительство людям искусства. Благодаря его энтузиазму картины современных художников путешествуют, а сегодня имеют возможность их увидеть вязьмичи.

Вот только несколько смущает название: «Товарищество передвижных художественных выставок ХХI век». Краевед Елена Усенко, ознакомившись с выставленными картинами, обратила внимание, что они совсем не современны, ни в пейзажах, ни в портретах нет обещанных признаков XXI века, каких-либо черт современности. «Хотелось бы заметить рядом с портретом балерины хотя бы мобильный телефон», - сетует Елена Усенко.

Художник Владимир Чайка не увидел в полотнах отражения заявленной организаторами цели - «возродить лучшие традиции русского искусства, которые известны по произведениям Крамского, Перова, Шишкина, Мясоедова, Репина и других передвижников». Ведь передвижники выступали против официального академизма, они вели просветительскую деятельность, в их работах отражались идеи народничества, то есть сближения интеллигенции с народом. Собственно говоря, причиной знаменитого «бунта 14» было желание приблизить творчество к современной жизни.

Например, в полотнах «Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди», «Не ждали» зритель видел отклик художников на острые социальные проблемы своего времени. И Виктора Васнецова, который от картин «С квартиры на квартиру» и «Нищие певцы» со временем перешел к жанру сказок, коллеги упрекали в отступничестве от идей передвижничества. В сегодняшней нашей жизни тоже есть масса социальных проблем, но на картины современных «передвижников» эти темы почему-то не попали.

Автор: Татьяна Пастернак.
Источник: Рабочий путь

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.