Новая схема движения на Колхозной площади: за и против

Новая схема движения на Колхозной площади: за и против

Не так давно общественности была представлена новая схема движения на Колхозной площади. Новый вариант схемы вызвал волну обсуждения среди смолян. Как повелось в Смоленске, разрабатывая масштабные и важные городские проекты, городские власти не посчитали нужным учесть мнение жителей города. «Смоленская народная газета» решила вынести тему из кулуаров на общественное обсуждение. А нашим экспертом выступил активист общественной организации «Сделай Смоленск лучше!» Евгений Плёнкин.

Из истории происхождения схемы

Первые попытки разгрузить Колхозную площадь на основе новой транспортной схемы предпринимались в конце 90-х годов. Судя по всему, сегодняшний документ – это основательно переработанная схема из 90-х. Первое и, наверное, главное, что было взято за основу, – количество транспортных средств на душу населения: порядка 100 автомобилей на 1000 жителей. Правда, сегодня этот показатель вырос в три раза. Кроме того, в 90-е по Большой Советской еще ходил трамвай. И если тогда он являлся главным генератором пассажиропотока, сегодня его ресурс используется всё меньше.

Суть новой схемы движения

Согласно схеме, разработанной ГИБДД совместно с администрацией Смоленска, Колхозная площадь и прилегающие к ней улицы должны будут стать территорией одностороннего движения, а трамвайные пути, которые сейчас проходят по улице Желябова, должны быть перенесены на улицу Кашена.

Еще одно серьезное новшество: сама Колхозная площадь, по замыслу проектировщиков, должна лишиться центрального газона. Его место займет огромный паркинг, вокруг которого будут курсировать автомобили. На площади Желябова, где сейчас расположен отстойник автобусов, планируется организовать круговое движение с островками безопасности. Данная схема без подтверждения результативности с четкими параметрами является филькиной грамотой. Утверждение, что «на данном участке заметно сократятся пробки», не имеет под собой, на текущий момент, никакого основания.

Здравый смысл или абсурд?

Для чего нужны новые схемы движения? Чтобы сократить время движения, повысить комфорт и безопасность. Разработчики схемы говорят смолянам, что она разгрузит движение транспорта на Колхозной площади. Но на самом деле это будет примерно то же самое, что наводить порядок, перекладываю кучу сваленных вещей из одного места в другое. То есть, сейчас машины хаотично рассредоточены по всей Колхозной площади, а будут сосредоточены в местах, которые станут «узкими». Из явных «узких» мест на новой схеме – это переход четырех полос в две от Заднепровского универмага на ул. Беляева, где две автобусные и две автомобильные перетекают в две общие. Хаос начнется там.

Что же до деталей, то самым абсурдным местом на схеме кажется перенос трамвайных путей подальше от концентрации людей. И без того не используемый потенциал трамвая снизится еще сильнее. Конечно, исчезнет «крюк», уменьшится время в пути, но и трамвай окажется там, куда люди попросту не дойдут. Зачем идти дополнительные 10-20 метров, когда сейчас у пассажиров есть возможность сесть в автобус?

Трамвай – магистральный транспорт, задача которого перевозить как можно быстрее, как можно большее число людей, поэтому он должен быть ближе к пассажирам. Чиновники говорят, что те, кто пользуется трамваем, всё равно до него дойдут. Практика показывает, что это не так. Лояльность к трамваю с каждым годом падает, это можно видеть по статистике пассажироперевозок на сайте администрации.

Частично сгладить негативный эффект от переноса трамвая на улицу Кашена может обособление трамвайной линии. Тогда у переноса появился бы смысл – трамвай беспрепятственно бы проезжал участок Кашена и Пятницкого путепровода до улицы 12 лет Октября. Но такой подход пока не нашел понимания у чиновников.

Езда – с пересадками

Колхозная площадь, наравне с площадью Победы, должна стать транспортно-пересадочным узлом, куда людей будет быстро доставлять магистральный транспорт, а дальше более маневренный будет развозить их до места назначения. Пересадки – это самый быстрый способ добраться из точки А в точку Б. Но, к сожалению, еще нет понимания об этом ни в головах людей, которые хотят сэкономить время и деньги, но в результате едут дольше, ни в понимания чиновников, которые общественным транспортом, судя по всему, уже давно не пользуются.

Вместо развития Колхозной площади как транспортного узла мы видим превращение ее в одну огромную дорогу. И все это из-за того, что нет четкого плана развития транспортной инфраструктуры Смоленска.

Еще одним неприятнейшим моментом будет закатка в асфальт газона посреди Колхозной площади. А когда-то там был отличный сквер. На месте газона предлагается обустроить огромную бесплатную парковку. Однако невозможно уменьшить очередь за бесплатным пивом. Не должно быть бесплатных парковок. Впрочем, это тема совсем другого диалога.

Изъяны и предложения

Какие еще недочеты имеются в этой схеме? Как уже отмечалось выше – перетекание из множества полос в меньшее их количество и наоборот. И то, и другое – негативные явления при движении, допускающие увеличение аварийности на дороге. У круговой дороги не используются целых два участка, и это крайне неэффективно. Зачем делать дорогу и не пользоваться ею?

Есть еще такой момент, как увеличение ширины дороги. Четыре полосы в одну сторону – это очень много. Такая дорога так и подзуживает надавить на газ. При этом круговое движение в самом центре схемы с единственной полосой – это дополнительное место успокоения движения. Кольца делают как раз для того, чтобы скорость движения падала. Думается, что не такую цель перед собой ставили авторы схемы. Большие односторонние схемы – это те самые грабли, на которые наступали многие российские города. Наверное, пришла череда Смоленска.

Хотелось бы предложить администрации Смоленска не гнать коней и обратиться к экспертам из организаций, которые занимаются моделированием транспортных потоков. Их специалисты возьмут критерии, начальную информацию, смоделируют текущее состояние. Потом внесут изменения, соответствующие данной схеме. После чего получат обоснованный ответ с конкретными показателями. После эти показатели наложат на сумму средств, которые требуются на реконструкцию площади, тогда и появится возможность судить о том, будет ли использование этих средств на такую реконструкцию эффективным.

Людмила Рыжикова
Смоленская народная газета

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.