Персона современной поэзии

Персона современной поэзии

Смоленский Камерный театр в очередной раз вполне оправдал своё название. В том смысле, что слово «Камерный» – это предназначенный для узкого круга. 15 мая здесь в формате театрализованного представления прошёл поэтический вечер «Персона современной поэзии», посвященный четвертьвековому юбилею литературного объединения «Персона».Содружество молодых литераторов с несколько претенциозным названием «Персона» родилось в 1992 году и существует до сих пор при филологическом факультете Смоленского государственного университета, в ту пору ещё пединститута.

Так вышло, что очень многие студенты писали стихи. Не только филологи, но и историки, математики, физики, студенты худграфа. Известное дело, в пору юности многие пишут. Не чужды поэзии и студенты МЭИ, мединститута, а также других вузов Смоленска. Идея объединить пишущую молодежь в альтернативный (в то время в Смоленске существовало уже два официальных писательских союза) литературный союз первой пришла в голову Ларисе Павловой – ныне доктору филологических наук профессору кафедры русской литературы и журналистики СмолГУ. Поддержал начинание профессор В.С. Баевский – виднейший стиховед, учитель едва ли не всех сегодняшних смоленских ученых-филологов. Не остались в стороне и другие преподаватели-литературоведы. Так молодёжное литобъединение получило прописку на филфаке нынешнего СмолГУ. Думаю, излишне объяснять определяющее значение среды для развития таланта.

На нескольких «персоновских» собраниях в университетской аудитории по случаю литературных дат и приёма гостей-литераторов мне приходилось присутствовать. Было интересно. К 15-летию литобъединения литературная страница, которую когда-то я вела в «Смоленской газете», полностью была составлена из стихотворений поэтов объединения «Персона», краткое предисловие написал В.С. Баевский.

А 25-ю годовщину со дня образования литобъединения решено было отпраздновать с участием артистов Камерного театра. Программа вечера состояла из трёх частей. После очень краткой вступительной речи заведующей кафедрой литературы и журналистики профессора Ирины Романовой сцена была предоставлена в распоряжение гостя из Москвы поэта Юрия Орлицкого – мастера современного верлибра. Юрий Борисович в Смоленске не впервые. Как ученый-филолог, специалист в области свободного стиха и стихопрозы, он бывает в Смоленском университете на конференциях, как поэт и организатор всероссийских фестивалей верлибра – поддерживает связь с поэтами «Персоны».
Орлицкий никаких предварительных речей произносить не стал, а начал сразу с поэзии. Читал стихи из сборника «Верлибры и иное», а также новые, не опубликованные тексты, причём отнюдь не только верлибры.

Стихи Юрия Орлицкого подёрнуты грустноватой иронией, пестрят реминисценциями. Отличает их пристальное внимание к слову, его звучанию и значению. Как подмечено кем-то из его коллег, «филологическое в них «состязается» с философским, и на основе такого «соперничества» рождается нечто афористически выверенное и запоминающееся»:

Когда они живут, эти люди?
Вечером
во всем поселке
ни огонька
Утром
на улицах и перронах
ни души
только собаки и куры
Неужели именно так
transit
человеческая
слишком человеческая
жизнь?

Вечер в Камерном театре, как уже упоминалось, проходил с участием актёров. После выступления Юрия Орлицкого два его стихотворения: «Занесло ж меня в порт в этот ветреный пасмурный день» и «С каждым годом весна всё трудней и больнее даётся» – прозвучали в исполнении актрисы Ирины Молодцовой. Она же была ведущей вечера. Затем на сцену поднялась актриса Маргарита Воронина, которая прочитала стихотворение Орлицкого «Как долго горят эти старые письма» и верлибр «Особенно зимой».

Артист Николай Фарносов выступил после второго действующего лица вечера –смоленского поэта Александра Асадчего, представившего аудитории свою новую книжку стихов под названием «История заблумшего героя». (Слово «заблумший» образовано от фамилии персонажа джойсовского «Улисса» рекламного агента Блума). Николай Фарносов прочитал стихотворения «Будущее или только завтра?», «Со-Бытие» и ещё одно, без названия, начинающееся словами «А, между прочим, я ведь тоже / Имею право быть похожим / На человека…»Поэтические тексты в актёрской интерпретации приобрели особую выразительность, а порой даже новый смысл.

Для Александра Асадчего день был праздничным вдвойне, поскольку 15 мая – день его рождения.
Наконец, в третьей части вечера, сменяя друг друга, и как бы вступив в поэтический диалог, на сцену вышли из-за кулис две юные поэтессы – студентки СмолГУ Екатерина Смирнова и Полина Леонова, скрывавшие не только имена, но и лица. До определённого момента выход Кати и Полины был завуалирован. В афише их роль была обозначена как «Неизвестная дама… с интригой».
Выход поэтесс был логически обоснован стихотворением А. Асадчего «Письмо провинциальных поэтесс», прочитанным актрисой Маргаритой Ворониной.Завершился вечер стихотворением Юрия Орлицкого «Вот, наконец, и расставлены точки…», которое прочитала ведущая Ирина Молодцова.Остаётся сказать, что на самом деле точки пока не расставлены, поскольку в сентябре празднование 25-летия литобъединения «Персона» в Камерном театре планируется продолжить.

Источник: Областная независимая газета

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.