Польша – Россия: услышать друг друга

Польша – Россия: услышать друг друга

Ввеки Польша не погибнет,

Если мы живем!

Что враги у нас отняли,

Саблями вернем!

Откуда‑то из далекого детства пришли на память эти строки польского гимна, написанного еще в 1797 году. Их иногда с пафосом декламировала моя бабушка, белоруска по национальности. Почему он ей так нравился? Что ее связывало с Польшей? Тогда не узнал, теперь уже не спросишь. А пришли они ко мне в скором поезде «Стриж», сообщением МоскваБерлин, на котором я ехал в Варшаву по приглашению Министерства иностранных дел Республики Польша. Нас было 9 журналистов: представители московских изданий («Коммерсант», «Известия», «Российская газета», информационное агентство «REGNUM»), питерских («Новая газета» и интернетпорталы), ГТРК «Калининград» и автор этих строк. Каждый из моих коллег в своих изданиях, в большей или меньшей степени, занимается международными темами, в том числе и Польшей. Моя кандидатура возникла, думаю, по той причине, что «Смоленские новости», начиная с 1993 года, регулярно освещали начало и ход раскопок в Катынском лесу, строительство и обустройство мемориала – как польской, так и российской его части, писали о тех проблемах, с которыми сталкивались польские специалисты во главе с известным археологом Марьяном Глосеком во взаимоотношениях с тогдашней администрацией области, всячески препятствовавшей полякам. И, конечно, было много публикаций о самой катынской трагедии, о расстреле сотрудниками НКВД в апреле 1940 года представителей польской элиты – офицеров, священнослужителей, учителей, юристов – людей разных профессий. Напомню, в Катыни похоронен 4421 польский гражданин.

Цель приглашения, как сформулировали ее в МИДе Польши, состояла в том, чтобы познакомить российских журналистов с истинным положением дел по сохранению памяти о подвиге советских солдатосвободителей, предоставить возможность побывать на военных кладбищах и мемориалах, а также в музеях. Поляков можно понять. Они не могли не заметить, что в последнее время некоторыми федеральными и местными СМИ России раздувается настоящая истерия по поводу якобы титанических усилий польских властей по стиранию этой самой памяти, якобы повсеместному уничтожению памятников, кладбищ, осквернению могил и так далее и тому подобное. Сразу скажу: в этих статьях и телепрограммах российских СМИ очень много неправды, полуправды, искажений, передергиваний, а порой и откровенной клеветы.

А теперь некоторые цифры, факты, подробности и впечатления.

Итак, по последним данным, всего на территории Польши находится 12 тысяч (!) военных кладбищ, участков (то есть солдатских могил на обычных кладбищах), отдельных захоронений, датированных разными историческими периодами, начиная с XVII века. Могилы советских солдат находятся на втором месте по численности русских захоронений в Польше после могил со времен Первой мировой войны. По последним данным, на территории Польши советские солдаты и пленные, погибшие во время Второй мировой войны, захоронены на 718 объектах. Это 230 советских кладбищ, из которых 170 отдельных (воины и пленные Красной армии) и 60 общих (с воинами Войска Польского и пленными разных национальностей), 80 участков, 408 братских и индивидуальных могил.

Первые захоронения солдат Красной Армии датируются сентябрем 1939 года, но они весьма немногочисленны. Позже появились могилы солдат, погибших в 1941 году (главным образом на территории Подляского воеводства), потом партизанские захоронения и самые многочисленные могилы – с боев, которые велись в 19441945 годах. Основные эксгумации советских солдат проводились в 19481954 и 19571958 годах. Эти работы финансировались польским государством и проводились силами польской стороны. Советские фронтовые подразделения, имевшие в составе похоронные бригады, занимались похоронами погибших солдат. Первоначальные места захоронений и стали основой для размещения там первых кладбищ. Кладбища советских солдат создавались и облагораживались главным образом во время первого этапа эксгумации. Во время второго этапа (то есть в 19571958 годах) новые объекты не строились. Найденные останки хоронились на уже существующих кладбищах.

В 1960 годы польские власти провели учет советских военных кладбищ и пришли к выводу, что большинство из них находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Поэтому начались работы по исправлению их внешнего вида. В результате кладбища получили новый красивый парковый характер и новые архитектурные элементы. Эти работы проводились за счет польской стороны.

На этих 718 объектах покоятся останки 1 миллиона 330 тысяч советских солдат, из них 800 тысяч – это военнопленные, умершие в немецких концлагерях, и свыше 500 тысяч – солдаты и офицеры, погибшие в боях с фашистами на территории сегодняшней Польши.

На встрече в Министерстве иностранных дел представители Департамента «Восток» заверили, что польское правительство строго выполняет международные акты, касающиеся этой темы, в частности, Женевскую конвенцию от 1949 года, польский закон «О военных могилах и кладбищах», принятый еще в 1933 году, а также договор между Правительством Польши и Правительством РФ от 22 февраля 1994 года. Начиная с 1989 года (именно в этом году Польша вышла из социалистического лагеря), не ликвидировано ни одно кладбище советских солдат. Все они обустроены, регулярно ремонтируются, за их состояние и содержание отвечают местные власти, а конкретно – воеводы. Только за 20162017 год на эти цели было израсходовано 6 миллионов злотых (101 миллион 940 тысяч рублей по нынешнему курсу). Да, случаются факты вандализма, впрочем, как и во всем мире, в том числе и в России. Но все эти случаи расследуются, виновные, если их находят, несут наказание в соответствии с польским законодательством. Статистика не подтверждает утверждения некоторых российских СМИ, что от вандалов страдают большей частью кладбища советских солдат. Эти утверждения не соответствуют действительности. Абсолютно безосновательны, как считают представители МИДа, и упреки в недооценке подвига советских солдат, положивших конец фашистскому игу в Польше. Об этом помнят, об этом говорят, об этом свидетельствует и постоянная забота о военных кладбищах и отдельных захоронениях.

В этот же день состоялась наша встреча с директором Бюро по увековечению борьбы и мученичества Института национальной памяти Адамом Сивеком. Институт – неправительственная организация, он самостоятельно занимается проблемами сохранения памятников, кладбищ, ведет работы по эксгумации и идентификации солдат – и советских, и немецких, и польских. Встретились мы и с заместителем директора Центра польскороссийского диалога и согласия Лукашем Адамским.

Это были откровенные разговоры о нашей общей истории – очень непростой, противоречивой, отмеченной многочисленными трагедиями. Мы имели возможность задавать любые вопросы, ответы на которые нас устраивали или не устраивали – возникала дискуссия. Но общий вывод таков: истерия с обеих сторон, исключающая учет иного мнения, в ходе которой искажаются исторические факты, никогда не приведет ни к взаимопониманию, ни к взаимоуважению.

Но разговоры разговорами, а хотелось побывать на кладбищах, посмотреть монументы, короче, увидеть всё своими глазами. И такая возможность была нам предоставлена в полной мере. В общей сложности мы посетили четыре кладбища, в том числе и самое большое зарубежное кладбище советских солдат. Оно находится в ВарминьскоМазурском воеводстве в городе Бранево – это 315 километров от Варшавы. Оно было основано в 1945–1947 годах и на нем покоятся останки 31237 солдат, павших во время боев в Восточной Пруссии в 1945 году. Это были солдаты 2‑го и 3‑го Белорусских фронтов. Оба фронта тогда понесли тяжелые потери. Массовые погребения солдат здесь начались сразу же после окончания войны в 1945 году, тела привозились из разных близлежащих районов. Сегодня на кладбище находится 250 братских могил и 20 индивидуальных. А общая территория кладбища – 6,5 гектара. Как нам сказала экскурсовод, из 31 тысячи тел удалось идентифицировать 4054. В центре кладбища воздвигнут памятник, который представляет собой группу солдат, возведен он был в 1968 году. Последнее захоронение состоялось здесь в 2009 году, когда в присутствии двух православных священников похоронили останки солдат, найденных при работах на близлежащих полигонах. На некоторых могилах есть именные таблички. Родственники, получившие доказательства того, что именно здесь похоронен их родной человек, устанавливают такие таблички самостоятельно, исходя прежде всего из своих финансовых возможностей, поэтому они такие разные. Мне посчастливилось наткнуться на табличку с именем нашего земляка (на снимке).

В этом же воеводстве посетили мы и кладбище в городе Эльблонге, где похоронен 2731 советский солдат 2‑го Белорусского фронта (124 братских могилы, 129 отдельных захоронений), 311 бойцов идентифицированы. В первую годовщину освобождения в феврале 1946 года здесь был установлен обелиск, подаренный Советской армией (на снимке слева).

Самое большое по территории и второе после Бранева по количеству захороненных кладбище советских солдат находится на улице Жвирки и Вигуры в Варшаве. На нем покоятся 21668 воинов и 371 советский военнопленный, погибшие в 19441945 годах. Большинство из них воевало в составе 1‑го Белорусского фронта маршала Жукова. Центральный элемент кладбища – аллея и обелиск со шпилем высотой 38 метров. Здесь сейчас полным ходом идут ремонтные работы. На этом, как и на других кладбищах, время от времени проходят церемонии повторного захоронения советских солдат, останки которых находят в близлежащих районах. В апреле 2013 года здесь состоялась очередная такая церемония, в ней приняли участие представители посольств России (во главе с послом Александром Алексеевым), Белоруссии, Украины, Казахстана. Были захоронены останки 29 солдат Красной армии, павших в июлеавгусте 1944 года в районе деревни КрупкиГурки.

В городе Гданьске (это Поморское воеводство) нам показали кладбище советских солдат на улице Гелгуда, где похоронены 2529 советских солдат 2‑го Белорусского фронта и 565 советских военнопленных. Здесь воздвигнут монументальный памятник в виде так называемой Стены памяти. На ней – барельеф, представляющий трех советских солдат в бою, по бокам надписи на польском и на русском. В нижней части кладбища находится так называемое Поле звезд. Это погребальное поле, на котором три братские могилы и на них 1088 звезд (на снимке). А рядом памятник польской и русской матерям. Побывали мы и еще на одном кладбище в историческом районе Варшавы, называемом «Прага». Здесь покоятся останки 279 советских солдат.

Общее впечатление таково: кладбища находятся в хорошем состоянии. Где‑то уже прошел ремонт, где‑то он идет сейчас, где‑то планируется. Конечно, есть и бросающиеся в глаза недоработки – нечеткие надписи, облупившаяся краска, недостаточно высокое качество отделки, мусор. Но говорить о каком‑либо глобальном запустении, неухоженности, «заросших метровой травой могилах» будет явной неправдой. Кстати, достоин внимания тот факт, что власти Российской Федерации неоднократно отмечали усилия польской стороны по сохранению советских кладбищ. Вот что, например, написал Владимир Путин в обращении к полякам, опубликованном в газете «Выборча»: «Мы глубоко благодарны за то, что в Польше, в чьей земле лежат более 600 тысяч воинов Красной армии, отдавших жизнь за ее освобождение, с заботой и уважением сохраняются наши военные могилы. Поверьте, эти слова сказаны не для протокола. Они искренни и идут от сердца». Напомню, таких кладбищ и захоронений на территории Польши более 700. Постоянный уход за ними требует огромных финансовых затрат. Конечно же, не всегда эти средства находятся своевременно и в полном объеме. Не всегда ремонтные работы производятся с надлежащим качеством. Но разве это только польская проблема? Оборотимся на себя. Каждый из нас, думаю, может привести немало примеров наплевательского отношения и властей, и жителей к братским могилам советских воинов – и в России в целом, и на Смоленщине в частности. Поговорите с участниками движения «Доброхоты», занимающимся обустройством могил и обелисков на них. Они, возможно, поделятся с вами своими горькими наблюдениями.

И вновь к Польше. Есть настораживающие моменты, которые никак не способствуют улучшению наших отношений. Существует в Польше такая точка зрения – и ее разделяют не только польские власти, но и многие простые граждане, что советских солдат нельзя называть освободителями. Да, они положили конец фашистскому гнету, но потом, с точки зрения поляков, начался уже советский гнет – политический, экономической, идеологический, религиозный, а точнее антирелигиозный. Вот как сформулировал эту точку зрения проректор Краковского университета, известный польский историк Мариуш Волос: «Представьте себе, что Вас пытается убить один человек. Но Вашу жизнь спасает другой человек, который убивает первого. И вы благодарны Вашему спасителю. Но потом этот же спаситель Вас насилует. Пусть и не в буквальном значении этого слова, хотя и такие случаи были». С таким рассуждением невозможно согласиться. Всё же гнет гнету рознь. Там – перспектива полного уничтожения поляков как народа, здесь – жизнь, пусть и не такая, какой ее хотелось бы видеть. Но вот характерная деталь: на всех мемориалах, которые нам довелось видеть, на памятных плитах высечены фразы, в которых обязательно фигурируют слова «освободители», «освобождение». Вот надпись на кладбище в Бранево: «Вечная слава героям Советской армии, погибшим за освобождение ВарминьскоМазурского воеводства». А вот в Эльблонге: «Героическим советским солдатамосвободителям». Конечно, эти надписи сделаны еще в 40–50х годах, но и сегодня, по заявлению польских представителей, их никто не собирается стирать или каким‑то образом видоизменять. Так что мнение мнением, а действительность – вот она.

Говорили мы и о такой больной теме, как демонтаж памятников советским солдатам, которые в огромном количестве были установлены на территории Польши в 40–80 годах прошлого века.

В апреле 2016 года в Польше был принят закон о запрете пропаганды коммунизма или иного тоталитарного строя – так называемый закон о декоммунизации. Сначала он предусматривал лишь переименование улиц, площадей и мостов с советскими названиями. Но в июне 2017 года Сейм Польши принял поправки к этому закону, которые предусматривают демонтаж памятников и памятных знаков советским воинам. Как считают официальные власти Польши, основная цель поправок – «разрыв с символикой тоталитарного режима, который принес много жертв и мук как польскому, так и российскому народу». Все официальные польские лица, с которыми мы встречались, особо подчеркивали, что закон не распространяется на памятники, установленные на могилах советских солдат и офицеров. Они были и остаются неприкосновенными. Закон имеет в виду, разъясняют польские представители, памятники, которые не имеют никакой исторической и художественной ценности. Практически все они устанавливались по решению советских комендатур и польских коммунистов вопреки мнению абсолютного большинства населения. Кроме того, зачастую эти памятники находятся в центре городов, на перекрестках и просто мешают градостроительству, строительству транспортных развязок и благоустройству. Под этими памятниками и около них нет могил советских солдат. Это чисто идеологические объекты, к тому же зачастую представляющие малоприятные с архитектурной точки зрения сооружения. Таких памятников Институт национальной памяти насчитал около 500. Но разве сохранение памяти о подвиге советских солдат, задаются вопросом поляки, напрямую связано с количеством этих монументов?

Справедливости ради, надо сказать, что демонтаж памятников не всегда предусматривает их уничтожение. Какие‑то из них планируется перенести в более подходящее место. Это будут решать польские власти и Министерство культуры Польши. (К слову сказать, я бы очень приветствовал перенос с центральной площади Смоленска памятника Ленину, человеку, принесшему столько бед России, этому, как пел о нем в своей знаменитой песне Игорь Тальков, «новоявленному иуде» и «кровавому царю», куда‑нибудь в другое место, например, туда, где улица Ленина пересекается с улицей Жукова. То же касается и памятника одному из главных большевистских палачей Николаю Крыленко). И тем не менее такие решения польских властей не могут не вызвать протеста ни у официальных лиц России, ни у нас, простых ее граждан, о чем мы и говорили на наших встречах с польскими представителями. Правда, и в России на этот счет есть разные мнения. Вот высказывание доцента кафедры европейских исследований СанктПетербургского государственного университета, кандидата исторических наук Игоря Грецкого, который занимается изучением польской истории и современной польской политики: «Современные Польша и Россия смотрят на эти исторические события во многом совершенно поразному. Прежде всего, это касается начала Второй мировой войны. С точки зрения советской и современной российской историографии СССР вступил в войну только 22 июня 1941 года, обороняясь от агрессии германских войск.

Но многие ученые, в том числе и в России, считают, что дата вступления Советского Союза в войну – это 17 сентября 1939 года, когда советские войска, выполняя положения Пакта МолотоваРиббентропа о разделе сфер влияния, вторглись на территорию Польши и оккупировали ее восточные регионы… Закон о декоммунизации и поправки к нему не направлены против советских солдат конкретно, а против тоталитарного коммунистического режима, в годы которого был упразднен суверенитет Польши, погибли десятки тысяч ни в чем не повинных людей, а сотни тысяч были депортированы. И в этом контексте не стоит забывать, что помимо событий 1941–1945 годов были еще события 1939–1941‑го. И что первый «парад победы», как известно, состоялся в Бресте на Буге, когда торжественным маршем по улицам совместно прошли войска фашистской Германии и СССР. А принимали этот парад командир 8‑й танковой бригады Семен Кривошеин и генерал Хайнц Гудериан. И этому факту есть документальные подтверждения. Но самое важное, что несколько дней спустя – 28 сентября 1939 года Молотов и Риббентроп подписали в Москве новый договор о дружбе и границе между СССР и Германией… Ценность и значение исторических знаний огромно и многообразно. Но те, кто яростно отстаивают лишь одну грань истории, подвергают опасности забвения всё остальное. И мы сегодня постепенно перемещаемся из мира фактов в мир мифов и пропаганды. И эта тенденция – очень тревожная. Когда в соседних странах принимаются подобные законы, мы не должны забывать о том, сколько страданий принесла советская власть народам этих стран. И более того – декоммунизация нужна и самой России, хотя бы в том плане, что мы должны переосмыслить прошлое, чтобы с уверенностью смотреть в будущее. Иначе, какое бы название ни носила одна шестая часть суши, в глубине она будет оставаться советской и носить рудименты тоталитарного суверенитета».

И всё же, всё же, всё же… Да, под этими памятниками и вокруг них нет могил советских солдат, да, порой они выглядят с эстетической точки зрения просто страшно, да, зачастую мешают градостроительству, но чувство протеста нашего не ослабевает. Слишком глубоко сидит в каждом из нас Великая Отечественная война, трагедия сотен тысяч советских людей, потерявших своих отцов, сыновей, братьев, сестер на территории Польши, когда Победа была уже так близка. Хочется верить, что совместными усилиями будет найдено правильное решение этой проблемы.

В Польше мы, российские журналисты, имели возможность посетить и музеи – Катынский музей и музей Варшавского восстания в Варшаве, в Гданьске – музей Второй мировой войны и музей «Штуттхуфф» – здесь был немецкий концлагерь, в котором погибли 65 тысяч человек, в том числе и русские. Каждый из этих музеев заслуживает отдельного рассказа, но это надо видеть. Скажу только, что это грандиозные, производящие неизгладимое впечатление объекты. Всё и везде сделано на высочайшем профессиональном уровне, с использованием всех и всяческих достижений современной техники, компьютерных технологий, изобразительных средств. Сотни тысяч экспонатов, подлинные вещи солдат, узников, палачей, жителей, видео, звуки взрывов и стрельбы, голоса, настоящие танки и самолеты – всё это создает необходимый эмоциональный эффект и достигает главной цели. А цель эта в одной фразе: такое не должно повториться.

Но не могу не сказать и об одной неприятной детали. Все эти музеи ежедневно посещают тысячи человек. Например, музей Второй мировой войны только с марта 2017 по май 2018 года принял 700 тысяч посетителей. Едут люди из Европы, США, Канады, Австралии, Китая, Японии. Но во всех этих музеях – во всех! – нам экскурсоводы с горечью и недоумением говорили одно и то же: меньше всего посетителей из России, их процент ничтожен. Что это? Леность? Равнодушие к истории, в том числе и к истории собственной страны, а в этих экспозициях очень много о России, или это последствие той самой оголтелой истерии, которую к месту и не к месту раздувают наши квасные патриоты на федеральных каналах, в газетных публикациях, действуя согласно известной пословице «В чужом глазу соломину видит, а в своем бревна не замечает»? Наверное, и то, и второе, и третье. Но слышать это было стыдно и неприятно. Музеи ждут вас, россияне. Повторюсь, это обязательно нужно увидеть собственными глазами.

И последнее. Ни разу и нигде мы не слышали ни одного плохого слова в адрес русских и России. Да, на многие исторические процессы мы смотрим поразному. Но это никак не сказывается на отношении к русскому народу тех, кого называют простыми людьми. Это ни в коей мере, повторюсь, не обесценивает в их глазах подвиг советских солдатосвободителей. На улицах, в ресторанах (какая там кухня!), в кофейнях, в магазинах – только приветствия, улыбки и попытки что‑то сказать порусски. На русском, кстати, говорят немногие, но все всё понимают. (И здесь не могу не выразить слова сердечной благодарности нашему гиду, переводчику, организатору всех перемещений по Польше Войцеху Агнэже. Это профессионал высокого класса, эрудит и, что очень важно в таких случаях, человек, обладающий отличным чувством юмора).

Красивые современные города, отличные дороги, приветливые люди, многие из которых, не стесняясь, ругают свою власть так же, как и мы свою, но и так же, как мы, верят в лучшее. Польша совсем недалеко. Поезжайте.

Источник: Областная независимая газета

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.