Смолянам предложат платить за ливневки?

Смолянам предложат платить за ливневки?

Исполняющий обязанности директора МБУ «СпецАвто» Иван Фалевич – об опасных местах на смоленских улицах, работе спецтехники в темное время суток и затратах на промывку ливневых канализаций.

- В Смоленске очень много организаций, ответственных за уборку. Может быть, нам нужно только одно предприятие?
- На мой взгляд, новое создавать всегда сложнее, нежели реформировать уже существующее. Смоленск растет и развивается, система управления городским хозяйством тоже меняется. Я думаю, что нужно повышать уровень ответственности должностных лиц и исполнителей. Но сделать ответственным за все одно-единственное предприятие, по-моему, неправильно.

- Типичная ситуация: приезжаем в тот или иной двор по приглашению жителей, и люди спрашивают, почему на обслуживаемой ЖЭУ территории растет бурьян. Это же вне всякой логики! ЖЭУ им отвечает: земля не разграничена, и потому в их зону ответственности не входит. То есть получается, что несколько организаций отвечают за уборку города, а концов не найти... Иными словами, у семи нянек дитя без глазу.
- Действительно, в связи с тем что идет процесс разграничения земли, хозяйствующие субъекты отказываются убирать те или иные территории, которые обслуживали совсем недавно. Но если говорить о приведенной вами истории, то я считаю, что здесь речь идет о степени личной ответственности работников ЖЭУ. Но проблемы эти никто не прячет; на каждом совещании их обсуждают. И каждый раз этим ЖЭУ ставятся задачи по устранению недостатков, им пытаются оказать какую-то помощь. Но вы понимаете, что бюджетная организация распоряжается государственными деньгами. И потратить эти деньги вне муниципального заказа - уголовное преступление.

- Но возмущение людей, которые ежемесячно платят за обслуживание своих домов большие деньги, можно понять?
- На мой взгляд, подобные вопросы перед ЖЭУ должны ставить сами жильцы. Приведу пример из своего опыта. Я живу в многоквартирном доме по ул. Фрунзе. У нас очень долго никто не убирал автомобильную стоянку: там рядом был банк, и тоже было непонятно, где чья территория. В итоге жильцы собрались и поставили управляющей компании ультиматум: либо уборка проводится, либо вы у нас не работаете. Вопрос с уборкой решился благодаря инициативе самих жильцов дома.

- С дворами понятно. Предлагаю поговорить о ливневой канализации. Последним всенародно избранным мэром предпринимались попытки реконструировать ливневую канализацию города. Улучшилась ли ситуация с тех пор?
- За 2015 год у нас было четыре ливня. Но, как вы сами видели, в Смоленске ни одна улица не оказалось подтопленной, потому что большая подготовительная работа была проведена весной. Не могу сказать, что она достаточна. На сегодняшний день городом приняты на баланс 38 км ливневой канализации. Обслуживание ее - очень дорогое удовольствие. Например, промывка километра ливневой канализации стоит в среднем по России 800 тысяч рублей. В некоторых регионах расценки доходят до миллиона. Кстати, в Смоленске цена промывки - самая демократичная по ЦФО.

- А как часто ливневую канализацию надо промывать?
- В межсезонье - весной, осенью. Поэтому сейчас мы постепенно готовимся не только к зиме, но и к весне. Все сбросы с теплосетей идут в ливневую канализацию, и других вариантов нет: ведь если вода зимой попадет на асфальт, то будет гололед. Хотя многого еще не хватает для того, чтобы ливневая канализация была в идеальном состоянии: это дополнительная спецтехника, проведение паспортизации. Понемногу проблем «набежит» отовсюду. Тем не менее смоленская ливневка исправно работает. Главный индикатор в городе - улица Большая Краснофлотская. Если она не подтоплена после дождя, значит, ливневая канализация в порядке.

- А что собой вообще представляет ливневая канализация?
- Это трубы разного диаметра: от 200 мм до 1,5 м. Для чистки любых труб ливневой канализации есть специальная машина; в народе ее называют «крот». А для приемных колодцев техники нет; их мы чистим вручную. И это большая проблема, для решения которой нужно купить специальную машину - трактор Hyundaj с полной навеской. Его стоимость с более-менее полной комплектацией составляет 7 млн. рублей. Хочу добавить, что зона ответственности МБУ «СпецАвто» расширяется: в ближайшее время в муниципальную собственность примут еще приблизительно 1,4 км ливневой канализации.

- Сколько километров ливневой канализации, на ваш взгляд, необходимо городу?
- По моему мнению, Смоленску на данный момент необходимо 45 - 47 км ливневок.

- Но ведь зона ответственности МБУ «СпецАвто» растет еще и за счет строительства новых микрорайонов и присоединения территорий. Есть ли планы по соответствующему развитию предприятия?
- Мы получаем от города муниципальный заказ, а под него - финансирование. Бюджет следующего года еще неизвестен. Но свое предложение муниципалитету мы, разумеется, сформировали. Бюджет предприятия на 2015 год составляет 143 млн. Надеемся, что в будущем году финансирование увеличится - учитывая, что нагрузка растет, а соответствующие технические ресурсы есть только у МБУ «СпецАвто». У нас есть предложение о создании коммерческой организации. Это связано с изменением законодательства, которое предписывает ставить счетчики на ливневую канализацию, разрабатывать тариф и т. п. И эта часть, возможно, будет частично коммерциализирована. Счетчики будут ставиться на трубы, которые входят в колодцы. Платить за стоки станут как коммерческие предприятия, так и частные лица. Это только предложение, и не факт, что оно будет принято.

- Но если мэрия его все-таки примет, то в наших квитанциях появится новая графа?
- Фактически она уже существует - это «Содержание и ремонт». Только из этой графы не выделяются деньги на содержание городских ливневок. При формировании предложения мы брали пример с Вологодчины. Но это только мое «хочу», правда, подкрепленное законом. Предвижу недовольство граждан и хочу пояснить свою позицию. Я не считаю, что все расходы нужно переложить на обывателя. Но в сегодняшней экономической ситуации горожанин может помогать городскому хозяйству. Если вернуться к теме Белоруссии, то там люди выходят и добровольно помогают городу.

- Иван Иванович, жители упомянутой выше центральной части Смоленска часто жалуются на то, что в вечернее и ночное время за окном шумит спецтехника. Почему это происходит именно в темное время суток?
- МБУ «СпецАвто» работает 24 часа в сутки без выходных. В дневное время на центральных улицах областного центра припарковано большое количество легковых автомобилей, и качественная уборка по этой причине невозможна. Кроме того, наша техника - большая, мощная, крупная, предназначенная для уборки широких улиц и площадей. И двигатели на ней стоят шумные, к тому же в основном произведенные еще в СССР. Поэтому в перспективе можно обдумать вопрос замены на более тихие двигатели Euro 5. Но техника выходила, выходит и будет выходить на городские улицы ночью.

- Прошедшей весной региональные СМИ облетела новость о том, что городские улицы будут мыть с шампунем. Их действительно моют?
- Давайте честно. На мой взгляд, это хорошая рекламная акция, но толку от нее - ноль. Мы ведь моем не голову котенку, а сотни километров улиц. А расход 20 литров шампуня на 13 тысяч литров воды - это очень дорого, и никакого положительного эффекта я в этом не вижу. Куда полезнее, на мой взгляд, то, что за прошедший год мы улучшили технический арсенал. Появились шесть дополнительных навесок на снегоочиститель, 23 единицы техники прошли капремонт - это машины, которые смогут отработать зиму. Теперь у нас 97 единиц спецтехники в рабочем состоянии, в том числе около 70 единиц зимней техники.

- Техника рассредоточена по районам города или же находится в одном месте?
- Она находится в одном месте, но мастера и техника закреплены за определенным районом. Дело в том, что каждый район имеет свою специфику, и специалист, который работает на одном и том же участке, знает, сколько времени и сил он потратит на него. Например, в Промышленном районе убираем за одну ночь улицу Соколовского и проспект Строителей. И смена техники и специалистов на этом участке, скорее всего, не позволит выполнить нужный объем работ за указанное время. А так мы можем планировать работу, потому что за одну ночь навести порядок во всем городе невозможно. В первую очередь убираем крупные развязки, потом уходим на второстепенные и третьестепенные улицы.

- Какие улицы в городе самые трудоемкие в плане уборки?
- Таких нет. Есть особо опасные места - спуски и подъемы вроде улиц Лавочкина, Верхний Волок и мосты. Эти объекты находятся под особым контролем, потому что небезопасны сами по себе: летом на асфальте песок создает опасность заноса, а зимой он, наоборот, необходим. Конечно, мы не можем заставить всех водителей соблюдать культуру вождения, но снизить вероятность аварий на этих участках - наша прямая задача.

- Некогда СпецАвто занималось вывозом обнаруженных трупов людей без определенного места жительства. Сейчас эти полномочия за предприятием тоже сохраняются?
- В городе создано МБУ ритуальных услуг, которое курирует в Смоленске все вопросы, связанные с погребением. Руководит им Юрий Николаевич Ласкин.

- Часто наши читатели жалуются на бездомных собак. СпецАвто участвует в решении этой проблемы?
- Данный вопрос обсуждался на одном из еженедельных оперативных совещаний в мэрии. В настоящее время все вопросы, связанные с безнадзорными животными, - это компетенция субъекта РФ. Мое мнение как гражданина заключается в следующем: если у нас не хватает средств на нужды детей, достойную старость для пожилых людей, на жилье для сирот и на целый ряд других социальных вопросов, то проблему беспризорных животных следует решать, увы, радикально.

- Прошедшее лето запомнилось засухой. В результате обмелел Днепр, а вода для полива городских улиц берется именно из него. Если ситуация повторится, есть ли у вас план «Б»?
- Действительно, в этом году из-за сильного обмеления Днепра мы были вынуждены достроить рельсы в месте забора воды. Нашли гранату времен Великой Отечественной, которая силами МЧС обезврежена. Одним словом, принимали разные меры в конкретных обстоятельствах. Резервного же плана на случай повторения засухи у нас нет.

Рабочий путь

Читайте также
Вы не можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Следите за нами в Twitter