Автопортрет в гармонии пространства

Автопортрет в гармонии пространства

На первом этаже Исторического музея в Смоленске открылась персональная выставка заслуженного художника России Андрея Дубова (Москва). В экспозиции представлены 30 работ, которые сам автор считает для своего творчества программными. Натюрморты, пейзажи, портреты в интерьере… И в каждом из этих произведений легко считывается не только стиль художника, но и его мысли на тему поиска гармонии в пространстве и времени…

Из столицы с любовью
Интересный нюанс: несколько месяцев назад эти же работы были представлены на выставке в Русском музее в Санкт-Петербурге. Что, несомненно, говорит о высокой оценке творчества художника самыми взыскательными экспертами.

– Живописные полотна Андрея Дубова обладают качествами, редкими для современных произведений искусства, а именно: цельностью и органичностью, внимательностью к тону и точностью цветовых решений, композиционным единством и особой вдумчивой человечностью, – считают питерские искусствоведы. – Андрей Дубов – художник, имеющий собственный взгляд, собственную глубокую философию. Художник, ставящий сложные живописные задачи и умеющий находить выразительные решения. Без сомнения, он художник нового времени, именно поэтому его работы так интересны для зрителя.

Кстати, смоляне уже могли видеть произведения Андрея Дубова, когда в прошлом году в КВЦ экспонировалась межрегиональная передвижная выставка «Живописная Россия», одним из участников которой был и он. Теперь же у нас есть прекрасная возможность познакомиться с творчеством художника более детально.

– Персональная выставка Андрея Дубова в Смоленске – продолжение проекта сотрудничества нашего музея и Российской академии художеств, – говорит заместитель директора Смоленского музея-заповедника Тамара ОРЛОВА. – И я хочу особо отметить, что Андрей Дубов с самого начала очень активно включился в этот проект. Он с нами с первой выставки и не раз приезжал поддержать и представить своих коллег. Ему очень нравится Смоленск и наш зал, который оказался очень комфортным для показа живописи.

Гармония пространства
Конечно, открытие выставки – это итог большой предварительной работы по её подготовке. Детальное знакомство с творчеством художника, выбор произведений для экспозиции и её оформление – всё это некие таинства, основная цель которых – помочь зрителю понять автора, стать не просто отстранённым наблюдателем некоего видеоряда, но активным участником эмоционального диалога.

– Наверное, по одной работе можно создать какое-то представление о художнике, но, скорее всего, оно будет неполным и, возможно, даже ошибочным, – замечает ведущий научный сотрудник художественной галереи Смоленского музея-заповедника Татьяна ПАВЛОВА. – И только персональная выставка, пусть даже не самая грандиозная по размеру, может позволить посмотреть на творчество автора более объёмно. Ведь выставка сама по себе – сложное и уникальное произведение. Собранные в едином экспозиционном пространстве работы вовлекают зрителя в очень интересный процесс, при котором происходит некая трансформация впечатлений. И амплитуда этой трансформации у каждого своя.

Что касается работ Андрея Дубова, то пространство в них играет особую роль. Не построенное, а взятое из реальной жизни, естественное и художественно осмысленное, оно становится не только предметом творческого исследования, но и главным действующим лицом.

– На меня эта выставка произвела необыкновенное впечатление, – признаётся руководитель Смоленского отделения Союза художников России Валерий ГРАЩЕНКОВ. – Профессиональная, высокохудожественная живопись, образная и неповторимая. Этим работам даже рамы не нужны – они очень органично живут в пространстве. Для меня уже это – показатель настоящего художественного видения.

Изысканность простоты
Сам Андрей Дубов называет работы, представленные в Смоленске, программными для своего творчества.

– Это те идеи, которые я исповедовал в живописи начиная с 80-х годов, – поясняет художник. – Это концепция реалистической пространственной живописи, где в изображении присутствует расстояние. Это такой определённый пластический ход в изобразительном искусстве, о котором сейчас уже подзабыли. Понятно, что мода меняется, на первый план выходят совершенно другие приоритеты, но я всё-таки продолжаю настаивать на своём.

Пожалуй, такое постоянство в творческих исканиях и помогло художнику найти свой собственный, ни на кого не похожий и хорошо узнаваемый стиль, лаконичный и изысканный. Стиль, в котором за обычностью и простотой – бездонная глубина и бесконечное множество философских интерпретаций.

– Глядя на работы Андрея Дубова, возникает очень много всевозможных аллюзий, – говорит Татьяна Павлова. – И одна из них – та, что быстрее всего считывается, – лежит в эпохе сурового стиля. Потому что произведения Андрея Игоревича очень мужские, они лишены притворства и суетности. За их внешней холодноватой отстранённостью, за временем, которое в них вдруг на мгновение остановилось, стоит острый нерв и сложная внутренняя жизнь.

– Есть художники, работающие для широкого круга зрителей, и такие, у кого круг почитателей достаточно элитарный, – дополняет Тамара Орлова. – Думаю, что Андрей Дубов относится как раз к последним. Он абсолютно самодостаточен в своём творчестве. Очень сдержанный в цвете, композиции, выборе темы и при этом практически безграничен в решении живописных задач, которые перед собой ставит. На мой взгляд, у него совершенно отсутствует желание понравиться зрителю. Это наша проблема – дорасти до восприятия его работ.

Кстати, два натюрморта из представленных на выставке уже подарены автором Смоленскому музею-заповеднику. В связи с чем Андрей Дубов даже пошутил, что испытывает особую радость от того, что в художественной галерее рядом с Сурбараном будут теперь и его произведения.

Впрочем, соседство с великими мастерами ему не в новинку. И, к примеру, в резиденции российского посла в Лондоне работа Андрея Дубова висит рядом с полотнами Айвазовского и Тициана.

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.