Береста – говорящее ремесло славян

Наша Родина – это, кроме всего прочего, ещё и богатейшее наследие праотцов. Одна из граней исторической памяти – промыслы и ремёсла, которые практиковали наши предки для того, чтобы обустроить свою жизнь, и которые постепенно стали элементами национальной культуры... Наследие и музейное делоБудучи несколько лет назад в США, я невольно обратил внимание на практичность американцев. Они повсеместно музеефицируют объекты, которые, по нашим понятиям, под это не подходят в принципе. Скажем, присваивать имена известных людей мостам, библиотекам, скверам и даже просто отдельным зданиям – по американским меркам вполне нормально. Как нормально после этого объявлять их неким подобием музеев. В нашей стране, напротив, история богатейшая. Выделяй фрагменты, делай экспозиции, показывай – и получай прибыль. Но пока музейное дело у нас развито слабовато, за исключением обеих наших столиц и части областных центров. На уровне же российской провинции достойных примеров до обидного мало. Таких, как, к примеру, город Мышкин. В нём местные жители, кроме традиционного краеведческого музея, создали Историко-культурный музей семейных коллекций, Музей мыши, музей «Мышкинский самоходъ», Народный музей, Музей водочника П.А. Смирнова, музей «Махаев двор», музей «Мышкинское Заволжье», Музей Угемского края и т.д. Этот «город музеев» уникален даже в мировом масштабе, не говоря уже про Россию. Печально, но факт: в нашей стране населённые пункты, где есть на что посмотреть (в музейном смысле), можно по пальцам пересчитать. А уж частные музеи для нашего Отечества вообще нехарактерны и воспринимаются почти как нонсенс! Хотя, между прочим, именно частные музеи нередко бывают намного интереснее музеев государственных. Вспомним хотя бы известные не только на Смоленщине есенинский музей Павла Пропалова в Вязьме и Аллы Белкиной «Быт русской деревни» в с. Покров Холм-Жирковского района. Хобби или основа благосостояния?И вот мы беседуем с Альбертом Дерябиным в гостиной его частного Музея бересты.– Откуда пришло увлечение берестой?– Когда лет десять назад, как и многие другие соотечественники, я столкнулся с финансовыми трудностями, подумал: а чем бы ещё в жизни, кроме основной работы, заняться, чтобы поправить пошатнувшееся семейное благополучие? И вспомнился мне тогда наш деревенский дом в Вельском районе Архангельской области, где я мальчишкой любил, лёжа на печи, наблюдать, как мой дед плетёт замечательные корзины из бересты. Невольно я подмечал, какую он бересту приносил, как её замачивал, как начинал плетение. Да и отец мой, надо сказать, тоже неплохо мастерил различные корзинки, кузова, короба. Захотелось и мне «руками вспомнить» этот промысел, то есть основательно попробовать себя в этом деле. Сделал один несложный сувенирчик, другой. О моём увлечении скоро узнали. Один товарищ попросил сделать что-то конкретное, и далее – по нарастающей. Постепенно разохотился, увлёкся, стал покупать литературу, интересоваться этим видом промысла более детально. Попутно стал заниматься корнепластикой и вообще всем, что связано с деревом. Притянули меня лесные промыслы крепко. Например, попробовал сам выгнать дёготь – и получилось!– Как появилась идея оформить своё хобби в музей?– Дело в том, что постепенно собственных изделий в квартире скопилось не просто достаточное количество – возник их переизбыток. Что-то расходилось по друзьям, но большая часть сделанного оседала почти в виде залежей, в том числе в качестве образцов или любимых работ. Возникла идея показать их людям.Просить где-то помещение под некое подобие выставки? Зачем? Ведь это пробивать очень непросто, к тому же есть свой участок, который когда-то был куплен в деревне Аносенки под дачу! Так что дом, в котором сейчас размещается организованный мною Музей бересты, и земля под ним – это моя собственность. Такая простенькая «музейная формула» позволяет сохранять определённую независимость.Сейчас расширяю экспозицию работ, делаю её более презентабельной, удобной для показа. Скажем, чтобы посетителям было интереснее, я записал пение различных птиц – замечательный фон для разговора о бересте и вообще о лесе! Особенно детям нравится. Опять же для создания дополнительного уюта топлю камин, предлагаю чай с травами из самовара. Знаете, дерево – это ведь отчасти философия жизни, и обстановка для проникновенного знакомства с ним должна быть соответствующей.– Как работает музей, что он уже сейчас может предложить своим посетителям? – Прежде всего местоположение музея очень удобно для его посещения как на автобусах и личных автомобилях, так и пешим порядком. Деревня Аносенки, приютившая музей, расположена непосредственно на повороте в сторону Подосинок от дороги, ведущей из Пржевальского в Михайловское. Кто захочет – найдёт очень легко.Музей работает всего несколько месяцев, и пока, как говорится, народная тропа к нему ещё не особенно протоптана, однако уверен, что уже вскоре поток посетителей заметно возрастёт. Поскольку к альтруистам я себя не отношу, да и развитие музея требует вложения немалых средств, вход в музей – платный: для детей стоимость билета составляет 20 рублей, для взрослых – 50.По задумке, экспонаты музея и его убранство для посетителей должны стать не только интересными, но и полезными с практической точки зрения. Наверняка кто-то из посетителей музея захочет на своём подворье сделать нечто подобное тому, что здесь можно увидеть. К тому же любой экспонат или предмет интерьера можно пощупать и расспросить о секретах его изготовления. В этом плане я вполне готов организовывать мастер-классы для желающих, и подобные занятия периодически уже организуются. «Деревянные» перспективыДля Национального парка «Смоленское Пооозерье», на территории которого расположен объект Дерябина, создание этого музея – очень важный симптом: наконец-то наряду с гостевыми домами начато реальное развитие инфраструктуры, без которой о серьёзном развитии туризма не может быть и речи. Национальный парк обязуется всячески помогать энтузиасту, чтобы о существовании музея знали как региональные турагенстства, так и широкие массы населения. Большая просьба к тем, у кого есть предложения, которые смогут способствовать развитию нового музея: не держите идеи в себе, помогайте развитию доброго, нужного нам всем проекта! А Альберту Дерябину пожелаем плодотворного, устойчивого развития организованного им музея и, конечно же, крепкого здоровья.
Евгений БОГДАНОВ, Смоленская газета

Читайте также
Вы не можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.