Достопримечательности Санкт-Петербурга – собор преподобного Исаакия Далматского

Достопримечательности Санкт-Петербурга – собор преподобного Исаакия Далматского

Цифры и факты

Высота собора составляет более 100 м, внутренняя площадь — более 4 тыс. м кв. Стены собора снаружи облицованы серым русскеальским мрамором, 112 гранитных колонн разного размера украшают здание. Внешний диаметр купола собора около 26 м, на его золочение пошло 100 кг золота. На балюстраде купола находятся 24 скульптуры Ангелов и Архангелов.

В интерьере обильно использованы разные сорта мрамора, малахит, бронза, а также шунгит и алевролитовый сланец, единственные, месторождения которых находятся в Карелии. 103 стенные росписи, 52 картины на холсте и 62 мозаики составляют неотъемлемую часть убранства.

Облик

Этот собор является выдающимся, практически самым поздним памятником классицизма в Петербурге. Его облик таков, что легко «прижился» бы в любом из европейских городов. Каких-то специфически-православных черт он не несет, и в этом смысле Исаакиевский собор в большей степени является памятником имперскому могуществу николаевской России, чем напоминанием о величии Божием, которое русские зодчие традиционно привыкли визуализировать совершенно иначе. Имперский стиль, имперский размах выпячивают в архитектуре идею государственности, затушевывая собственно христианскую, православную идею и даже сейчас мини отели санкт петербурга недорого которые снимают путешественники никак не сказываются на облике собора.

Большинство современников отзывались о соборе комплиментарно, впечатленные его грандиозными масштабами, зримым воплощением «самородного богатства материалов своеземных». А со временем, сросшись и сроднившись с Петербургом, Исаакиевский собор просто перестал восприниматься как нечто, доступное критике. Он есть, он знаменит, он — отражение имперского периода нашей истории.

Портики

Первоначальный проект собора предполагал лишь два шестнадцатиколонных портика — с северной и южной сторон. Но по настоянию Николая I архитектор «одел» портиками также восточный и западный фасады. Правда, восточный и западный портики имеют лишь по восемь колонн.

Двери

Массивные двери богато украшены бронзовой пластикой. Идею такого оформления Монферран почерпнул у Гиберти, автора знаменитых «Золотых дверей» флорентийского баптистерия. Но, конечно, двери Исаакиевского собора гораздо больше. Отворяться они могут лишь при помощи особых механизмов, спрятанных в толще стен.

Купол

Купол, имеющий 22 м в диаметре (наружный диаметр — около 26 м), является одним из самых больших в мире. Он занимает четвертое место после куполов соборов св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Архитектурное родство творение Монферрана обнаруживает с куполом собора св. Павла и парижского Пантеона. Изначально предполагалось, что купол будет кирпичным, но в 1838 г. Было предложено сделать его полностью металлическим — дабы максимально облегчить конструкцию без ущерба для ее прочности. Это, весьма новое для своего времени, техническое решение и было воплощено в жизнь.

Интерьер

Собор внутри имеет 3 престола. Центральный был освящен во имя преподобного Исаакия Далматского, северный — во имя благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Александра I. Южный придел посвящен великомученице Екатерине, чье имя носила императрица Екатерина II.

На украшение «внутренности» собора ушло семнадцать лет. К работам, начавшимся в 1841 г., привлекли 22 мастеров, причем никакого конкурса объявлено не было: все решало слово государя. Весьма значительный объем росписей поручили мастеру Т. А. Неффу, до того никак не зарекомендовавшему себя в монументальной живописи. Так распорядился Николай I, которому очень нравился портрет великой княгини Марии Николаевны, исполненный этим мастером. Помимо Неффа, трудились над внутренним убранством собора такие художники, как К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев и др., а также скульпторы И. П. Витали и П. К. Клодт.

Довольно много споров вызвала техника росписей: Николай I склонялся к энкаустике (восковая живопись, исполняемая горячим способом), Монферран отдавал предпочтение масляной живописи. Свои требования предъявлял и сложный петербургский климат, и в итоге именно они оказались решающими: с 1851 г. собор «расписывали» при помощи мозаики, демонстрирующей особую устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. К слову, творения русских мозаичистов, трудившихся над убранством Исаакиевского собора, удостоились самых искренних восторгов на Всемирной выставке 1862 г., проходившей в Лондоне.

Своеобразие придает интерьеру собора витраж «Воскресший Христос», выполненный в Мюнхене. Он занимает все запрестольное окно и имеет площадь 28 м кв. К сожалению, при проектировании этого витража было проявлено мало заботы о его пространственном восприятии, и в итоге посетитель видит фигуру Христа рассеченной надвое архитравом Царских врат. На это обратили внимание уже вскоре после освящения собора, а с проведением в храм электрического освещения в 1903 г. неблагообразие балки, визуально отделяющей голову Спасителя от тела, стало настойчиво бросаться в глаза. Злосчастный архитрав планировали распилить посередине и присоединить его половины к створам Царских врат, но намерение это осталось невоплощенным: началась Первая мировая война.

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Следите за нами в Twitter