Фестиваль взял паузу

Фестиваль взял паузу

9 июня концертом Трио имени М.М. Глинки завершилась музыкальная декада, но 62й Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки торжественно закроет концерт Большого Симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, дирижировать которым будет заслуженный артист России Михаил Аркадьев, и случится это 23 июня.

Собственно, фестиваль чутьчуть вернулся к своим родовым корням. Многие помнят, что начинался он шестьдесят два года назад именно как декада, продолжался ровно десять дней, а на сцене драматического театра, а потом и Дома офицеров (филармония тогда располагалась где‑то на улице Соболева в приспособленном здании и концертного зала, естественно, не имела) выступали лучшие музыканты страны. Достаточно вспомнить такие имена, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович. Дада, эти выдающиеся люди принимали участие в глинковских декадах, впоследствии получивших статус всероссийского фестиваля, во многом благодаря усилиям, столичным связям и личному обаянию легендарного директора филармонии той поры Исаака Израилевича Хацкевича. А ещё, помнится, где‑то в году семьдесят шестом прошлого века, в митингеконцерте, что проводится ежегодно 1 июня у памятника М.И. Глинке, принимали участие Майя Плисецкая и Родион Щедрин, которые приехали в Смоленск как частные лица просто для того, чтобы побывать на родине композитора в день его рождения. Вот такие были времена, хотя сегодня, как мне кажется, фестиваль начинает приобретать некогда присущий ему столичный лоск, и вообще филармония потихоньку уходит от провинциальности. Да простятся мне эти слова, но филармония – это элитарное учреждение культуры. Не в смысле «для элиты», а в смысле проводника высокого искусства. В нашей филармонии, кстати, старейшей в России, появился орган, на презентацию которого приезжал лучший органист страны Александр Фисейский. И эти замечательные изменения стали происходить с приходом новой администрации филармонии и, в первую очередь, художественного руководителя Сергея Филина.

Странная всётаки штука – жизнь. Благодаря её хитросплетениям в Смоленске появился удивительный Виктор Павлович Дубровский, а в филармонии – оркестр, теперь уже его имени. В уходящем концертном сезоне Камерный оркестр Смоленской филармонии принял уникальный музыкант, заслуженный артист России Михаил Аркадьев. Михаилу Александровичу все любители и знатоки музыки не только Смоленска, но и России обязаны рождением Трио имени М.И. Глинки. Это произошло осенью прошлого года. В его составе: Михаил Аркадьев (фортепиано), Михаил Спивак (скрипка) и Константин Карзанов (виолончель). Между прочим, скрипач Спивак давно живёт и работает в Испании, виолончелист Карзанов – в Австрии, но когда выпадают концерты в России, Трио имени М.И. Глинки собирается по месту выступления и радует своих поклонников совершенным исполнением произведений Михаила Глинки, Сергея Рахманинова, Михаила Аркадьева. Элегические трио этих композиторов прозвучали 9 июня под сводами Концертного зала имени М.И. Глинки.

Инструментальный ансамбль «ПьяццоллаStudio» (художественный руководитель – народный артист России, почётный профессор Лондонской академии музыки, заведующий кафедрой баяна Музыкальной академии имени Гнесиных Фридрих Липс) на фестивале имени М.И. Глинки впервые. Созданный в 1993 году, ансамбль «ПьяццоллаStudio» первым в мире стал исполнять произведения великого аргентинца после его смерти, потому что при жизни никто не осмеливался конкурировать с Маэстро. Инициатором создания коллектива стал Фридрих Лепс, покорённый музыкой Астора Пьяццоллы ещё в 70‑е годы прошлого века. Услышав её в Европе на одном из мастерклассов, музыкант первым, тогда ещё в СССР, стал исполнять её на баяне. А потом сложился инструментальный ансамбль «ПьяцоллаStudio» в составе: народный артист России Фридрих Липс (баян), заслуженный артист России Владислав Иголинский (скрипка), заслуженный артист России Кирилл Родин (виолончель), лауреат международных конкурсов Святослав Липс (фортепиано). Конечно же, концерт открыло суперпопулярное «Либертанго». Исполнение этого произведения любому концерту гарантирует успех, а когда звучат другие, менее известные, но такие же изумительные по красоте мелодии, зрительный зал после каждого исполнения взрывается аплодисментами и криками «браво!». Астор Пьяццолла любил посвящать свои танго близким людям: отцу, брату и даже, представьте себе, пёсику Вивьен. Танго с таким названием также прозвучало в концерте, который завершился произведением, подаренным Фридриху Липсу композитором Ефремом Подгайцем на прошлогодний юбилей. Это некий музыкальный микст из песен об Одессе, в который гармонично вплетается Вивальди. Фридрих Робертович называет это произведение «Одесский дворик», в котором звучат и «Кирпичики», и «Шаланды, полные кефали», и другие песенки с удивительным одесским колоритом, и «Времена года» Вивальди.

62‑й фестиваль порадовал, ко всему прочему, и жанровым разнообразием. Любителям джазовой музыки его устроители подарили встречу со старейшим джазовым коллективом России – Государственным академическим оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема (на снимке) под управлением народного артиста России Бориса Фрумкина. Коллектив высочайшей исполнительской культуры, аристократического такта во взаимоотношениях музыкантов на сцене покорил и виртуозным мастерством, и репертуаром, куда вошли не только самые известные джазовые композиции, но и вальсфантазия М.И. Глинки. Бесспорно, украсила концерт солистка, известная джазовая певица Анна Бутурлина. Сегодня она одна из самых востребованных джазовых исполнительниц. Певице присущи собственный, неповторимый стиль, свободное изложение и широкая жанровая палитра музыкального материала и, конечно, яркий актёрский талант. Анна Бутурлина сама делает аранжировки, и это является её визитной карточкой. Но самым любопытным моментом концерта, на мой взгляд, стало участие в нём молодой скрипачки, солистки Смоленской филармонии Анастасии Везяковой. В прошлом году Настя окончила Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, стала солисткой филармонии, и как результат – участие в фестивале имени М.И. Глинки. В сопровождении Государственного Камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема Настя исполнила композицию Сирила Скотта «В стране лотоса». Конечно, Анастасия очень волновалась, но как поддерживали её музыканты оркестра! Вот где проявилась так называемая «цеховая солидарность». Сложная пьеса Скотта была исполнена с блеском, оркестранты и сам маэстро Фрумкин остались довольны солисткой, а в афише фестиваля появилось новое имя – Анастасия Везякова.

6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, народный артист России Евгений Князев в сопровождении Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного деятеля искусств Автономной республики Крым Игоря Каждана читал историческую драму «Борис Годунов». Этот концерт, бесспорно, стал большим праздником для всех любителей изящной словесности. Великолепный голос, проникновенная подача литературного материала, когда проговаривается каждая буква и каждый слог, хорошая русская актёрская школа, от которой, к сожалению, мы уже отвыкли… Евгений Владимирович – великий мастер перевоплощения. Каждого персонажа драмы А.С. Пушкина он наделял особым характером, тембром, мимикой и пластикой, завораживая зрительный зал. Конечно, успеху народного артиста во многом способствовало музыкальное сопровождение. Оркестр имени В.П. Дубровского был, что называется, «на высоте». Во всяком случае, складывалось впечатление, что дуэт Евгения Владимировича Князева и Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского сложился давно и счастливо.

К приятным новшествам 62‑го Музыкального фестиваля имени М.И. Глинки с полным правом можно отнести автографсессии, которые проходили после каждого концерта, где можно было сделать селфи с исполнителями или взять автограф. Иногда они превращались в продолжение концерта. Евгений Князев, например, помимо ответов на вопросы, по просьбе зрителей много читал Пушкина.

К сожалению, руководству филармонии пришлось отменить грандиозное мультимедийное шоу «Воспоминания ветра», которое почему‑то оказалось не востребованным у смоленского зрителя. Возможно, дело в отсутствии на афише громких имён? А в Москве, говорят, «Воспоминания ветра» идут при полных аншлагах. Так или иначе, но лучших барабанщиков страны Смоленск не услышал, а фестиваль взял паузу до 23 июня.

Автор: Лариса Русова
Итсочник: Областная независимая газета

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.