Глинкинская декада: послесловие

Фестиваль – это не только искусство, гости и организаторы. Прежде всего фестиваль – это слушатели, аудитория, публика, то есть люди. Каким им видится старейший в России музыкальный фестиваль, носящий имя Михаила Глинки? Что думают смоляне об увиденном и услышанном?К нам в редакцию пришёл отклик искушённой и пристрастной слушательницы. Мы не во всём разделяем её оценки, но убеждены, что эта точка зрения будет интересна читателям.Прежде всего меня радует, что фестиваль сохраняется как историческая, музыкальная и историческая традиция.Порадовало, что на фестиваль снова приехала музыковед Жанна Дозорцева. Её слова, прозвучавшие на открытии праздника, радуют и настораживают одновременно: в России, за пределами Москвы и Петербурга, почти не осталось музыкальных событий такого масштаба, как наша Глинкинская декада. Видимо, у такого нашего счастья много истоков: сила фестивальной традиции, любимый многими артистами зал Дворянского собрания, географическая близость к столицам. И мы – смоленские зрители, пожилые и юные, семейные и одинокие, искушённые и начинающие…Стараюсь не пропускать концерт открытия – симфонические оркестры выступают в Смоленске нечасто, иногда концерт открытия Глинкинской декады – единственная в году возможность порадоваться мощному симфоническому звучанию. Концерт «Новой России», безусловно, порадовал: молодые лица музыкантов, обаяние хрупкой солистки Мариинки Ирины Шишковой, эмоциональное выступление Бориса Андрианова. Переполненный восторженный зал.Концерт духового оркестра. Всё непросто: мощному звуку духового оркестра тесно в зале Дворянского собрания… Но радость большая: в программе симфоническая и оркестровая классика, популярные мелодии. Среди музыкантов много молодёжи, с первых минут обращаем внимание на одного из ударников – он «играет лицом», сопереживает музыке, а по повадкам больше напоминает профессионального спортсмена. Во втором отделении он солирует на ксилофоне, и мы узнаём его имя – Павел Демидов. Безусловно, выступления хороших духовых оркестров должны быть частью Глинкинского фестиваля. Ведь в Смоленске, где есть музыкальное училище, колледж искусств и «целый» институт искусств, нет своего профессионального духового оркестра.Солисты артпроекта «Тенора XXI века» – любимцы смоленской публики, всегда «ура-браво», всегда успех и переполненный зал. Большой успех выступления этого года – участие Смоленского камерного оркестра. Неожиданно хорошо!В этом году разочарований не было. Все концерты, что удалось посетить, понравились.На что хотелось бы обратить внимание:• Среди людей, желающих приобщиться к культуре, много тех, кто «не умеет» пользоваться кнопкой выключения звонка в сотовом телефоне. Надо учить: напоминать о необходимости выключать звук (как было сделано перед ноябрьским выступлением Алексея Архиповского) или банально приобрести лёгкую «глушилочку».• Среди зрителей мало молодёжи – старшеклассников и студентов. Надо популяризировать среди них посещение концертов декады. Возможно, предлагая билеты по специальным ценам или пригласительные, которые бы оплачивались спонсорами. Возможно, проводя мини-концерты в одно отделение (например, СмолГУ имеет неплохой вместительный зал и мог бы принять концерт для своих студентов).• Также, на мой взгляд, стоит сделать традицией детскую часть декады, возможно, специальную программу для дошкольников и младших школьников. Это особые зрители, особенно дошкольники – они захотят петь и танцевать вместе с артистами, поэтому программа должна быть построена с учётом этого и быть короткой по времени.• Исторически эпоха Глинки – это эпоха салонов. Возможно, один из вечеров декады можно сделать вечером литературно-музыкальных салонов (нескольких!), привлечь силы смоленских театров и/или популярных артистов-чтецов. И это будет вполне «в формате». Например, как часть Всероссийской научной конференции «Эпоха М.И. Глинки. Музыка. Поэзия. Театр».• Не бояться музыкальных экспериментов, ведь Михаил Иванович в своё время был новатором… В прошлом году частью фестиваля стал концерт Сергея Жилина и его «бэнда». Многие вокальные джазовые коллективы имеют солидный классический репертуар. Можно и их приглашать.• Хотелось бы больше видеть фестивальных новостей в местной прессе, на радио и ТВ. Всё же интереснее, чем очередное интервью с очередным безликим чиновником…И о чиновниках:• Спасибо тем, кто делает фестиваль, кто поддерживает связи с артистами.• Странно, что на открытии фестиваля мы не увидели руководителей областного Департамента культуры и городского Управления культуры. Да, был вице-губернатор. Но посмотрите на мероприятия федерального уровня: присутствие вице-премьера на открытии выставки, дней культуры и т.п. не означает отсутствия министра культуры, как мне кажется, это своего рода деловой этикет. И интерактивные курсы на будущее.
Елена ЗВЯГИНЦЕВА, «Смоленский форум». Фото Дмитрия ПРУДНИКОВА, Смоленская газета

Читайте также
Вы не можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Следите за нами в Twitter