Общая характеристика правового регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Общая характеристика правового регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Внешнеэкономическая деятельность - это хозяйственная деятельность на международном уровне. Внешнеэкономическая деятельность включает в себя отношения сторон в рамках международной торговли, инвестдеятельности, оказания услуг или выполнение работ и т.д., которые осложнены иностранным элементом. Таким элементом может быть иностранный субъект (например, зарубежный контрагент по договору), иностранный объект (например, недвижимость, расположенная на территории другого государства) или юридический факт, имеющий место в иностранном государстве.
Стоит отличать внешнеэкономическую деятельность от внешнеторговой деятельности. Внешнеторговая деятельность является составным элементом внешнеэкономической деятельности. Стоит обратить особое внимание на то, что в законодательстве РБ урегулирована именно внешнеторговая деятельность. Она представляет собой деятельность, связанную с торговлей товарами, услугами или объектами интеллектуальной собственности.
В Беларуси внешнеторговая деятельность регулируется законодательными актами и международными договорами. Довольно важную роль играет и обычай, который может носить универсальный характер или же иметь место между конкретными контрагентами. Основным законодательством, которое регулирует внешнеторговую деятельность в Беларуси, являются Указ Президента РБ   от 27.03.2008 N 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ N 178) и Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 N 347-З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 347-З). Из вышеуказанных нормативно-правовых актов наиболее важным является Указ Президента № 178.
Для того, чтобы быть участником внешнеторговых отношений, не нужно проходить особую процедуру регистрации (исключение - уполномоченные экономические операторы). Участниками могут быть резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.
Резидентами, согласно Указу №178, являются индивидуальные предприниматели; юридические лица, находящиеся в Беларуси и их представительства и филиалы за рубежом; дипломатические, консульские и иные официальные государственные представительства за пределами РБ; Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы. Резиденты подразделяются на экспортеров и импортеров (в зависимости от характера внешнеторговой сделки).
Нерезидентами, согласно Указу № 178, являются иностранные граждане и лица без гражданства (кроме имеющих вид на жительство в РБ); ЮЛ и организации, не являющиеся ЮЛ, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, а также их филиалы и представительства; иностранные государства и их административно территориальные единицы; международные организации и их органы; дипломатические, консульские и иные официальные представительства иностранных государств.
В зависимости от характера внешнеэкономической деятельности Указ делит внешнеторговые операции на экспортные и импортные. Основной обязанностью участника внешнеторговой деятельности (резидентами) в связи с проведением внешнеторговой операцией является его обязанность полностью завершить внешнеторговую операцию в определенные сроки. При экспорте внешнеторговая операция должна быть завершена в течение 90 дней (с даты оказания услуг, выполнения работ, отгрузки товаров или передачи прав интеллектуальной собственности), а при импорте – 60 дней (с момента осуществления платежа). Для экспортной операции по договору комиссии предусмотрен 120-дневный срок. Внешнеторговая операция автоматически прекращается при банкротстве лица-нерезидента, при исключении лица нерезидента из числа налогоплательщиков в стране регистрации, при принятии уполномоченным органом решения, согласно которому у резидента или нерезидента конфискуются товары.
Еще одним важным моментом в вопросе регулирования внешнеторговой деятельности является обязанность экспортера (импортера) зарегистрировать сделку, по которой осуществляется передача товаров на сумму, превышающую 3000 евро. Такая регистрация проводится работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), в порядке, определяемом Национальным Банком.
На резиденте в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности лежит ряд обязанностей. Так, резидент обязан в семидневный срок после получения денежных средств от внешнеторговой сделки передать банку документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля. Кроме того, он обязан представить статистическую декларацию в центр статистического декларирования для регистрации. Если есть такая необходимость, должно быть получено разрешение Нацбанка на продление срока завершения внешнеторговой операции. По завершению всех операций по внешнеторговому договору, резидент обязан уведомить об этом банк, который зарегистрировал сделку. В том случае, если резидент был реорганизован, или обязательстве произошла смена лиц, то банк, зарегистрировавший сделку, должен быть об этом уведомлен.
Таким образом, при осуществлении внешнеторговой деятельности субъекты хозяйствования должны учитывать требования белорусского законодательства в части собственных прав и обязанностей. Внешнеторговая деятельность является объектом пристального государственного контроля, что обуславливает особые требования к белорусским и иностранным экспортерам и импортемам.
Более подробно о порядке ведения внешнеэкономической деятельности в Беларуси и предоставляемых юридических услугах читайте здесь.

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Следите за нами в Twitter