Отключения и наказание

Бесспорно, ежегодные отключения горячей воды на месяц (а порой и дольше!) давно стали главным коммунальным кошмаром для смолян, составить конкуренцию которому может разве что крупная авария на теплотрассе, остудившая батареи в самый разгар зимы. Главный, но далеко не единственный: помимо плановых, смолянам периодически приходится терпеть и "внеплановые" коммунальные лишения. То горячую воду отключат из-за гидравлических испытаний, то внезапная авария вновь заставит горожан по старинке кипятить воду в ведрах да кастрюлях. А между тем в законе четко прописаны максимальные сроки, в которые должны укладываться все плановые ремонты. Впрочем, как и те санкции, что грозят не желающим укладываться в сроки коммунальщикам. О том, сколько по закону должны длиться отключения воды и как добиться справедливости в споре с ответственными за мучения смолян лицами, рассказывает руководитель НП "Ассоциация независимых юристов Смоленска" Олег Рабушенко.

Двухнедельная мечта
Как и на сколько дней может исчезать из квартир смолян горячая и холодная вода, какой температуры должна быть горячая вода, чтобы считаться качественной коммунальной услугой, за которую смоляне ежемесячно выплачивают далеко не маленькие суммы, - все эти и другие вопросы регламентируются сразу несколькими документами, на которые и следует опираться, отстаивая свои права. "Допустимая продолжительность отключения холодной и горячей воды суммарно не должна превышать восьми часов в течение одного месяца, а разовое отключение не должно длиться дольше четырех часов, - говорит Олег Рабушенко. - При этом нормативная температура горячей воды должна составлять шестьдесят градусов. А гигиеническими требованиями к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (СанПиН 2.1.4.2496-09) установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать четырнадцати суток. То есть двух недель. Вот и выходит, что, когда коммунальщики превышают указанные сроки, наши права как потребителей данных услуг нарушаются".

Не одобряет закон и коммунальные сюрпризы, когда горячая или холодная вода исчезает без предупреждения. "Отключая дом для проведения планового профилактического ремонта сетей, коммунальщики не должны делать это внезапно, - говорит Олег Рабушенко. - Если это, конечно, не аварийная ситуация. Во всех других случаях они должны предупредить жильцов за десять дней до проведения работ. Причем сделать это письменно. Об этом говорится в пункте 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 года № 354. Сроки уведомления нарушены? Значит, нарушены и права жильцов".

Ну а если права потребителей нарушены, логично предположить, что оставшимся без воды жильцам положена компенсация. Желательно, конечно, материальная. "Если коммунальная услуга была предоставлена ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную законом продолжительность, то смоляне имеют полное право требовать перерасчета размера платы за данную услугу вплоть до полного освобождения от ее оплаты".

Жалоба по правилам
Правда, для того чтобы призвать коммунальщиков к ответу, первым делом нужно доказать, что в энный промежуток времени в вашем доме действительно не было воды. "Раздел X вышеуказанных Правил, который так и озаглавлен: "Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", гласит, что мы можем сообщить в аварийно-диспетчерскую службу о сбое в предоставлении коммунальной услуги как в письменной, так и устной форме, в том числе по телефону, - объясняет Олег Рабушенко. - Во время разговора с диспетчером обязательно нужно представиться, сообщив свои имя и фамилию, адрес, и изложить все имеющиеся у вас претензии. В ответ диспетчер также должен представиться и сообщить номер, за которым зарегистрировано ваше сообщение, и время его регистрации. Это очень важно! В дальнейшем именно это послужит доказательством начала предоставления услуги ненадлежащего качества. К слову, если диспетчеру известна причина отсутствия у вас воды (или же любой другой коммунальной услуги), он должен тут же сообщить ее вам, а также, если это известно, пояснить, кто виноват - коммунальная или управляющая организация. Если причины отсутствия воды в кране неизвестны, назначается проверка, время проведения которой - "не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время". По окончании проверки должен быть составлен акт, в котором либо подтверждается факт нарушения качества коммунальных услуг, либо нет".

Если проверка покажет, что нарушение в предоставлении коммунальной услуги все-таки было и вы не пытаетесь на пустом месте очернить доброе имя смоленских коммунальщиков, то период, за который вы вправе требовать перерасчета оплаты, будет отсчитываться с момента вашего обращения к диспетчеру. А вот окончанием этого периода может стать зафиксированная в соответствующем журнале дата, с которой в вашем доме вновь появилась вода; день, когда сами жильцы сообщили в аварийно-диспетчерскую службу о ее возвращении; дата и время, указанные в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения или момент возвращения воды, зафиксированный любым прибором учета. - Будь то общедомовой или квартирный счетчик, или любым другим средством измерения. Если эти приборы у вас, конечно, способны сохранять такие сведения.

Утешить рублем
И вот вина коммунальных служб доказана. На что же могут претендовать ущемленные в своих правах жильцы? "В соответствии с Правилами жильцы-потребители имеют право требовать: изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с превышающими законные сроки перерывами, уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", и возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя сверх меры долгими отключениями, - говорит Олег Рабушенко. - Изменить размер платы, потребовать неустойку можно и во внесудебном порядке, а вот требовать возмещения убытков и морального вреда, а порой и неустойку, вам придется уже в суде. Данные споры относятся к категории дел по защите прав потребителей, поэтому заявитель освобождается от уплаты госпошлины. В защиту прав собственников многоквартирных домов в суде также могут выступить общества (ассоциации) по защите прав  потребителей, что освободит их от необходимости бегать по судам".

Впрочем, при желании уставшие от плановых "отключек" смоляне могут пойти и другим путем. "Еще одним вариантом решения этой проблемы могут стать индивидуальные или коллективные обращения в соответствующие структуры, призванные контролировать соблюдение законодательства в сфере ЖКХ, - поясняет Олег Рабушенко. - Например, с жалобой на коммунальщиков можно обратиться в прокуратуру или Государственную жилищную инспекцию, которые в течение 30 дней обязаны будут провести проверку и принять меры по защите нарушенных прав и законных интересов заявителей. А при необходимости, и привлечь виновных лиц к ответственности. Между прочим подобные нарушения караются штрафом на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц -  от 5000 до 10000 рублей (статья 7.23 КоАП РФ). В любом случае коммунальщикам это послужит хорошим уроком: они получат предписание устранить нарушение законодательства, что заставит их впредь проводить ремонты теплосетей более оперативно".

Фото Николай Дементьев.

Анастасия Голикова
,Газета Город

Читайте также
Вы не можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.