Рост перевозок грузов контейнерными поездами

Рост перевозок грузов контейнерными поездами

Перевозки грузов контейнерными поездами во внутрироссийском сообщении в последние два года растут быстрее, чем в международном. Однако в абсолютных цифрах они пока не столь велики. Что необходимо предпринять для укрепления этих позиций?

Главными факторами привлечения клиентов во внутрироссийском сегменте являются снижение затрат на транспортировку готовых изделий и товаров в контейнерах, особенно на расстояния свыше 3 тыс. км, и активная работа операторов и экспедиторов по предоставлению качественных комплексных услуг «от двери до двери».

По итогам 7 месяцев текущего года грузовые контейнерные перевозки в международном сообщении увеличились на 28%, до 3,9 тыс. ед., во внутрироссийском – на треть, до 394 ед. «Рост последних определяется структурой развития экономики РФ, – полагает заведующий лабораторией анализа и прогнозирования транспортно-логистических систем Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, профессор Юрий Щербанин. – Если будет расти производство готовой продукции внутри страны, то сразу возрастет спрос и на контейнерные перевозки. Готовую продукцию эффективнее перевозить в контейнерах, если она является контейнеропригодной. Впрочем, уже сейчас эксплуатируется почти 40 типов контейнеров, в которых можно перевозить самые разные грузы. Кроме того, важно иметь подготовленную инфраструктуру, в том числе терминалы, на которых можно осуществлять перевалку различных видов контейнеров, их складирование, перемещение и т. д.».

Руководитель отдела авиа-, морских и мультимодальных перевозок GEFCO Александр Романов также высоко оценивает потенциал внутрироссийских перевозок, но при условии наличия развитой инфраструктуры и спецтехники для работы с контейнерами в пунктах отправления и назначения.

В «Русской тройке» добавляют, что для активизации данного сервиса требуется развитие терминальных сетей, способных с комфортом обслуживать поезда. Необходимы также новации в нормативно-правовой базе. На этом направлении работа идет достаточно активно после принятия Концепции комплексного развития контейнерного бизнеса в ОАО «РЖД».

Модель контейнерного поезда хорошо зарекомендовала себя на длинном плече, также есть неплохой опыт на расстояниях средней дальности (3–5 тыс. км). В «Русской тройке» прогнозируют дальнейшее развитие сервиса ускоренных контейнерных поездов на среднем плече (то есть прямое переключение грузопотока с авто на железную дорогу) и, возможно, запуск поездов на короткие расстояния, где железная дорога пока проигрывает автоперевозчикам.

«В целом конкурентоспособность перевозок в составе контейнерных поездов определяется тем, насколько качественно и по какой цене российские компании смогут оказать услуги потребителю, – отмечает Ю. Щербанин. – Для этого необходимо решить целый ряд задач по повышению качества услуг и сроков доставки. В первую очередь придется решить вопрос модернизации инфраструктуры, поскольку увеличение количества вывозимых грузов на существующей инфраструктуре не позволит оказывать услугу качественно и в срок».

Не так давно руководство ОАО «РЖД», выражая свою озабоченность отсутствием надлежащего финансирования инфраструктуры, указывало, что если не будет достаточно средств на ремонт и модернизацию путей, сооружений и т. д., то в 2015 году железные дороги не смогут вывезти 230 млн т грузов. По словам Ю. Щербанина, это настораживает грузоотправителей, поскольку появляются риски, доставят ли контейнерные грузы в срок, как будет соблюдаться график движения, что будет с ритмичностью поставок, не увеличится ли время доставки, не будут ли повышать тарифы с целью финансирования инфраструктуры и т. д.

Не менее важен уровень сервисного обслуживания контейнерных поездов. С некоторыми оговорками его сегодня можно признать удовлетворительным, поскольку в целом он гарантирует беспрепятственную, сохранную и своевременную доставку грузов от потребителя к получателю. Однако, как уже было сказано, есть необходимость в расширении терминальной сети, совершенствовании оформления перевозочных документов, приобретении более современной грузоподъемной техники, а также оптимизации технологии работы различных государственных служб на терминалах, расположенных на морских и сухопутных пограничных переходах. Решению этих задач крупные контейнерные операторы уделяют самое пристальное внимание и в ближайшее время планируют существенно повысить уровень обслуживания контейнерных поездов.

По оценкам А. Романова, качество сервиса и вообще уровень контейнеризации перевозок в России пока еще очень низкие. Помимо слабого развития инфраструктуры, особенно на Дальнем Востоке, и терминалов, недостаточного обеспечения локомотивной тягой и плохой диспетчеризации, важным моментом, по мнению эксперта, является также недостаточная конкуренция. «Рынок контейнерных перевозок практически монополизирован, – говорит он. – При этом наблюдается острый дефицит парка (отчасти из-за его низкой оборачиваемости вследствие плохой диспетчеризации). А новое оборудование собственники подвижного состава закупают неохотно, только когда требуется заменить отработавшее свой ресурс».

Таким образом, всем сторонам, участвующим в реализации проектов контейнерных поездов, нужно еще многое дорабатывать, чтобы данный сервис мог по праву называться качественным и конкурентоспособным.

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.