Сергей Леонов: «Меры соцподдержки должны работать эффективно»

Вопрос о возможной «заморозке» некоторых региональных льгот вызвал большой резонанс. Экономическая ситуация такова, что ожидаемые доходы бюджета-2014 упадут на 3 млрд. рублей по сравнению с этим годом, так что переход к режиму жесткой экономии неизбежен. От каких расходов можно отказаться? Администрации и парламентариям предстоит сделать непростой выбор. На одной чаше весов обязательные полномочия, которые нужно выполнить по федеральному законодательству - зарплаты бюджетникам, коммунальные расходы областных учреждений, стипендии и так далее, на которые доходов может хватить, как говорится, в обрез. На другой - дополнительные соцгарантии, ранее взятые «сверх плана». Уже на заседании парламентского комитета по социальной политике эти вопросы вызвали острую дискуссию. О своем видении ситуации «Рабочему пути» рассказал руководитель фракции ЛДПР в региональном парламенте Сергей Леонов. - Сергей Дмитриевич, ситуация с бюджетом области сложилась достаточно сложная. Действительно ли теперь придется экономить буквально на всем? - Не только Смоленщина, но и другие субъекты РФ оказались в финансовых тисках. Макроэкономическая ситуация, которая складывается в мире, отражается и на России: идет снижение спроса на металлы, энергоносители. В казну поступает недостаточно средств - гораздо меньше тех объемов, которые были запланированы. Например, у нас в бюджете на 2013 год ожидался рост поступлений налога на прибыль около 20 процентов по отношению к 2012 году, а по факту мы имеем падение на 6 процентов. Такого не было даже в кризисном 2009 году - тогда доходы не выросли, но и не упали. В таких условиях приходится верстать главный финансовый документ на 2014 год. Тем не менее бюджет 2014 года будет социально ориентированным. 68 процентов тех денег, которые есть в казне, направлены на финансирование социально-культурной сферы. - А как же, например, предложение ряда депутатов приостановить действие закона о материнском капитале и ряд других социальных выплат? - Речь идет о дополнительных обязательствах, которые взял на себя регион, когда была возможность. Но любая льгота должна работать эффективно, и должна быть обеспечена доходными источниками. Давайте разберемся детально. Например, закон о региональном маткапитале Смоленская область приняла в 2008 году, одной из первых в стране. За это время выдано сертификатов на сумму 2,5 млрд. рублей, которые еще придется изыскать. Только в 2014 году необходимо выплатить около 300 млн. рублей. Аналогичные законы приняты в большинстве российских регионов в 2011-2012 годах, объем маткапитала там составляет обычно 50 тыс. рублей, у нас - 148 тысяч. И практически во всех регионах он выдается только при рождении третьего и последующего ребенка, а не второго. Поэтому считаю возможным приостановить действие нормативно-правового акта в 2014 году, а в более благоприятных экономических условиях эта мера должна быть восстановлена. Напомню, федеральный материнский капитал в размере около 400 тыс. рублей остается. Для поддержки законопроекта, касающегося отмены выплат семьям, в которых дети не посещают дошкольные учреждения, вижу две основные причины. Во-первых, бюджетные деньги, выделяемые на эти цели, могут пойти на строительство детских садов. Это позволит намного быстрее сократить очередь на устройство в садики. Во-вторых, возникают сомнения в эффективности действующего закона: участились случаи, когда некоторые смоляне забирают детей из дошкольных учреждений ради получения этих выплат. Такие родители нигде не работают и не хотят работать, но за счет ребенка пополняют свой семейный бюджет. То есть закон иногда идет не на пользу детям. Понятно, что нельзя обобщать, но если такие случаи имеют место - это очень тревожный сигнал. Думаю, что надо подумать о других мерах поддержки, которые будут работать более эффективно. Что касается поддержки семей, имеющих детей первого года жизни, находящихся на искусственном или смешанном вскармливании, предлагается отменить соответствующий закон, но не сами выплаты. Порядок их предоставления теперь будет регулироваться нормативным актом областной администрации. Действительно, смеси у нас довольно дорогие, поэтому средства матерям будут  выделяться и дальше, но соцподдержка будет оказываться адресно - семьям, которые действительно в этом нуждаются. Также возникла необходимость проработать более рациональный подход к использованию денег, выделяемых на областных ветеранов труда. В настоящее время идет работа над законопроектом. Поддержка этой категории населения также должна стать адресной. - У этих законопроектов есть и противники... - Да, но я так и не услышал конкретных предложений: если оставить льготы в прежнем виде, где взять доходные источники? Предлагаемые меры детально обсуждались. Думаю, большинство депутатов понимают, что к таким непростым решениям нас подталкивают крайне жесткие экономические реалии. Не нужно думать, что кто-то пытается решить проблемы бюджета за счет льгот. Из 48 региональных соцобязательств пересмотру подвергнутся только четыре. Сокращению подвергаются многие статьи - ведь объем расходов по сравнению с этим годом предстоит сократить на колоссальную сумму - 3 млрд. рублей! При этом общий объем средств, выделяемых на соцподдержку, не только не уменьшится, а напротив - увеличится. - 31 октября состоится второе заседание областной Думы пятого созыва. Уже в начале работы нового депутатского корпуса предстоит решить судьбу нескольких резонансных законов. Их обсуждение шло подчас достаточно остро. Как вы считаете, чего стоит ожидать от работы Думы в дальнейшем? - Полагаю, большинство депутатов нацелены на конструктивную работу над совершенствованием законодательной базы. Как вы могли заметить, парламентарии уже изъявили готовность участвовать в детальной проработке законопроектов, затрагивающих наиболее проблемные вопросы. Возникновение дискуссии - это нормально. Плохо, когда ее нет. Но, полагаю, не стоит раздувать проблемы и обострять спорные вопросы в такой непростой для региона ситуации. Наша задача состоит в том, чтобы в ходе обсуждений прийти к консолидированному решению, которое бы работало на пользу Смоленщины. Сейчас все идет в штатном рабочем режиме. Я по специальности врач, и на работе, как и в жизни, всегда руководствуюсь принципом «не навреди». Поверьте, мы не имеем права наносить хоть какой-то ущерб людям, которые нам доверили представлять их интересы в Думе. Сейчас, оптимизируя региональное законодательство и приостанавливая действие некоторых законов, мы изыскиваем возможности для дальнейшего развития Смоленской области. Потому что если мы не будем этого делать, то, к сожалению, бюджетники вряд ли будут получать достойную зарплату.
Кирилл Степанов, Рабочий путь

Читайте также
Вы не можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.