Смоленск: Восстание обезьян… в лабораторной пробирке

Если вы наивно полагаете, что драма с элементами фильма-катастрофы «Восстание планеты обезьян» имеет хоть какое-то отношение к саге «Планета обезьян», снятой еще в 1968 году Франклином Шаффнером и воскрешенной на новом технологическом уровне Тимом Бёртоном в 2001 году, то ошибаетесь. Боюсь, что фильм Руперта Уайатта весьма затруднительно назвать приквелом длинной истории деградации человека, оказавшегося под железной пятой обезьян. И все же… Режиссер решает, что открывать Америку незачем и, посвистывая, прогулочным шагом идет по проторенному пути штампов в духе «Глубокого синего моря». Поскольку заокеанские миллионеры, глубоко обеспокоены надвигающимся маразмом, поголовно страдая фобией болезни Альцгеймера (представляете, как грустно иметь от жизни все, и не понимать, как всем этим добром воспользоваться?!), естественно предположить, что все эти американские бонзы вкладывают немалые средства в разработку чудодейственных лекарств, спасающих мозг от старческого слабоумия. На олигархов работают лаборатории и институты, а в них, конечно же, денно и нощно трудятся гении, без устали ставящие опыты над бедными животными. Но разрабатывают они революционные препараты отнюдь не из любви к человечеству или… к деньгам, как и положено в мире капитала. Ларчик открывается предельно просто – у главного героя Альцгеймером болен отец (в «Глубоком синем море» у героини в необратимый маразм погружается мать). В то время, как папа впадает в детство, вирусолог Джеймс Франко случайно выращивает невероятно умную особь - шимпанзе Цезаря (Энди Серкис). Это и есть та самая поворотная точка бифуркации, когда беспечное человечество подписывает себе приговор. Хотя… Настолько ли далеко мы ушли от обезьян? В самом начале фильма есть замечательный кадр, оправдывающий существование душещипательной истории о похождениях чрезвычайно умного самца шимпанзе-революционера: крупный план обезьяньей морды с умнющими глазами сменяется на аналогичный план лица афроамериканца. Глаза человека пусты, в них нет и намека на мозговую активность. Дуэль взглядов наводит на мысль, а так ли разумны хомо сапиенс, как принято считать, и насколько глупее нас приматы? Мораль сей басни такова: умному созданию, не похожему ни на одно другое, нет места в этом прекрасном мире, густо населенном деградирующим человечеством. Метафора, такая же избитая и затасканная, как и все фильмы - предупреждения, которыми просто обожают грешить жалостливые и совестливые американцы, истребившие индейцев и бизонов. Именно поэтому пытливые глаза возмужавшего Энди Серкиса начинают поблескивать гневом, когда он наконец-то осознает, насколько вероломны и жестоки эти белые-черные «прямоходящие».Тебя выгуливают на поводке, а когда ты пытаешься защитить слабого, отправляют в обезьяний дурдом. Полнейшая дискриминация без намека на политкорректность! Другого выхода у разума, попавшего в плен, нет – кризис назрел, пора браться за оружие, устроить революцию и бежать в пампасы, где произрастают тысячелетние секвойи! Цезарь - Энди Серкис – говорит человеческой цивилизации: «Нет!» Впрочем, слова «нет» вполне достаточно в общении с человеком, да и психологи обоснованно утверждают, что все наши проблемы проистекают от боязни в нужный момент произнести эти три отрывистых звука – «нет!»Цезарь и его поумневшие собратья возвращаются в естественную среду обитания, а человеку остается… бояться и ждать. Ждать неизбежного конца? Финал картины открытый. Но, если вспомнить фразу, вылетевшую из прелестных уст очаровательной подружки вирусолога, фразу, которая как раз и служит лейтмотивом сказочной истории про обезьянью революцию: «Я люблю обезьян. Но и боюсь их. Это нормально – бояться их».Действительно, бойтесь. Джинн, выпущенный из бутылки, способен смести хрупкую человеческую цивилизацию, тонкой, прозрачной пленкой окутывающей необъятное тело первобытной Земли!
Анастасия Петракова, Рабочий путь

Читайте также
Вы не можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.