Смоленск ждет архитектурный форсайт

Смоленск ждет архитектурный форсайт

Советник мэра по архитектуре Анна Багрова рассказала «РП», как планируется бороться с некорректными вывесками на фасадах домов и что нужно, чтобы привести улицы города к стилевому единству.

- Анна Михайловна, скандал с незаконным устройством вентилируемого фасада на здании бывшего Дома культуры глухих вызвал отклик по всей России. Спустя некоторое время смолян возмутила «кислотная» вывеска аптеки на проспекте Гагарина. Почему вообще возникают такие ситуации, ведь есть же порядок согласования?

- Вывески в Смоленске – это на сегодняшний день головная боль для людей, занимающихся городским дизайном. В качестве примера уже есть позитивный опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Саратова, где проводились специальные мероприятия по замене вывесок и приданию им единого облика, согласованного с фасадом здания. На мой взгляд, первичная проблема - в низкой рекламной культуре предпринимателей, желании своей вывеской заполонить все пространство на фасаде. Им кажется, что только такими «кричащими» мерами можно привлечь посетителей.

Этот подход уничтожает фасады. Знаменитая история с «Пятерочкой» - здание не является памятником архитектуры, видимо, поэтому руководители развития сети в регионе и решили, что обойдутся без согласования, а в итоге получили штраф и демонтаж незаконной конструкции. И это не единичный случай варварского отношения к фасадам со стороны крупных сетевых корпораций, которые не считают нужным обращать внимание на облик города, его архитектуру.

У нас давно действует нормативный документ, который регулирует размещение вывесок на фасадах домов. Если здание имеет сложную архитектурную форму и множество деталей, плоская вывеска на нем может быть только без подложки в виде отдельно стоящих букв, которые монтируются на фасад. Ни о каких блоках, лайтбоксах или баннерах не может идти речь. Любой предприниматель, который собирается разместить вывеску, должен сначала ее согласовать: подать паспорт фасада в отдел городского дизайна и получить разрешение на монтаж. Но бывает с этой нормой не считаются.

Что касается ответных мер - в случае несогласованного монтажа рекламных конструкций мы выписываем штраф собственнику помещения, и у него есть 30 дней, чтобы демонтировать незаконные вывески. После «Пятерочки» была еще одна скандальная ситуация, но она решилась достаточно спокойно и быстро. На аптеке в центре Смоленска, по пр. Гагарина, 4, появилась несогласованная вывеска в «стильном» цветовом решении «вырви глаз». Сотрудники администрации выписали штраф буквально через два дня после монтажа вывески - и ее убрали. Также были приведены в порядок вывески магазина «Яблоко» на этом же доме, спасибо директору магазина, который пошел навстречу.

Чтобы город выглядел более корректно с архитектурной точки зрения, необходимо создать паспорт фасада для каждого дома. Это работа долгая и дорогостоящая. Под бдительный контроль в первую очередь попадет центр Смоленска. В Москве три года назад разработали такую систему, начертили существующие фасады со всеми вывесками, даже некорректными. Крестиками отмечены баннеры, не соответствующие норме, галочками - допустимые. Следующий шаг, на который пошли архитекторы, - установить размеры вывесок и максимально допустимую высоту букв текстовых надписей. Такая политика действительно сработала, и улицы Москвы стали гораздо приветливее. Теперь, прогуливаясь по Тверской, замечаешь не кричащую рекламу, а архитектуру города. Столичным предпринимателям дали срок в три года на изменение и замену вывесок.

Сейчас у нас в планах - начать создавать такие рекомендательные паспорта фасадов для центральных улиц Смоленска. Мы осознаем, что для того, чтобы этот процесс прошел гладко, бизнесмены должны понимать: город нельзя превращать в визуальную «свалку», хороший дизайн привлечет больше посетителей, чем крупная мигающая вывеска в дурном исполнении.

К этим выводам давно пришли западные предприниматели. За три года на новую вывеску можно найти финансы. Туристическая привлекательность города возрастет в разы, а значит, затраченные средства вернутся прибылью.

- Поскольку речь идет о деньгах, то в ближайшие лет 10 - 15 нам это не грозит?

- Очень хочется сделать побыстрее, но объем работ колоссальный. В Москве проектным организациям выделялись значительные суммы на разработку паспортов фасадов. Каждый дом города сфотографировали, сделали чертеж и нашли разумное решение, даже в спальных районах. Если говорить о зарубежном опыте, в Европе стилевого единства достигают очень жестким нормированием и системой штрафов. В Париже все лавки и фонари – трех типов, балкончики на зданиях определенного вида, даже крупные растения на центральных бульварах подобраны. И никому не придет в голову стеклить белым пластиком знаменитые французские балконы. На второстепенных улочках другой дизайн: фонари другого типа, решетки на балконах скромнее, но тоже все одинаковые. Это помогает туристам лучше ориентироваться и создает единое стилевое ощущение.

В июне в Смоленске специалисты Британской высшей школы дизайна из Москвы проведут мероприятие «Форсайт». Его цель - собрать жителей города разных возрастов и специальностей, застройщиков, чтобы провести «мозговой штурм» и понять, куда мы двигаем дальше, чего не хватает Смоленску, как должна выглядеть реклама, как развивать вело- и пешеходную инфраструктуру, и решить многие другие вопросы. В итоге мы получим хороший старт для создания брендбука города, в котором в том числе будут прописаны все стандарты вывесок, лавочек, урн и т. д.

Источник: Рабочий путь

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Следите за нами в Twitter