Строить модель – строить себя!

Представьте себе, как погожим летним днём волны озера или реки рассекают десятки красивых яхт и других судов. Вот проходит крейсер «Очаков», в фарватере за ним, не отставая ни на метр, идёт «Адмирал Ушаков», пыхтит из последних, кажется, сил тяжеловес «Слава». Чётко слушаясь руки спортсмена, суда проходят дистанцию, маневрируют, и всё это у нас, на Смоленщине! Как такое может быть? – спросите вы. А мы ответим: может, потому что речь идёт о соревнованиях по судомодельному спорту, невероятно популярных за рубежом. После некоторого затишья они вновь набирают былую силу у нас в стране.Михаил Басин предметно рассказал журналистам «СГ» о том, какова ситуация с судомодельным спортом сейчас и что ждёт его в будущем.– Михаил Аркадьевич, какие страны составляют россиянам достойную конкуренцию?– Это прежде всего Китай, Германия, Франция. Не отстают от них Польша и Чехия. В последнее время к ним присоединились украинские спортсмены. Неплохо выступают наши соседи – белорусы. У них судомодельный спорт идёт с большим уклоном в создание копий старинных кораблей.– Из каких основных этапов состоит судомоделирование, сам процесс производства модели?– Безусловно, как и в любом другом интеллектуальном техническом виде спорта, первая часть – это создание модели. Причём здесь, вопреки мнению многих людей, львиную долю времени занимает не сама сборка и изготовление деталей, а сбор информации. Так как мы занимаемся моделями копий, полностью соответствующих своим прототипам, то и требования к нашим произведениям очень строги. Если создаётся модель ныне существующего корабля, то её автор должен съездить и посмотреть на судно своими глазами, сфотографировать его. Сейчас с этим проблем нет, а в СССР иногда возникали немалые трудности. Некоторых в прошлом известных советских судомоделистов даже допрашивали представители органов госбезопасности на предмет военного шпионажа. С приходом Всемирной паутины ситуация, безусловно, изменилась.Сложнее с историческими кораблями, которых уже не существует. Здесь создание модели предваряет кропотливая работа в архивах, поиск сохранившихся чертежей и любой другой информации по судну. – Каков корпус увлечённых судомодельным спортом у нас в области?– Всего на областных соревнованиях собирается порядка ста человек. Они разбиты на команды. От Смоленска выступают три команды. Есть кружки во всех крупных районных центрах области.– Где находится основная база, «штаб» судомоделистов Смоленщины?– Главная кузница спорстменов-судомоделистов находится в детской спортивной школе №4, где силами энтузиастов создаются десятки новых моделей кораблей. – Где вы испытываете свои творения перед соревнованиями? Это бассейн, озеро, река или что-то другое?– Бассейн постоянно использовать нереально, потому что это стоит огромных денег, около 50 тысяч в день. Да, в зимнее время мы изредка проводим там областные соревнования, чтобы детишки не теряли навыков. Для этих целей используем специальные модели кораблей, которые значительно меньше обычных и свободно могут маневрировать даже в бассейне. В тёплый период мы выезжаем на озёра. А основной площадкой соревнований нам служит водоём профилактория «Кристалл». Там мы уже провели три чемпионата страны. Очень важно, что тамошнее озеро идеально чистое – толстолобики съедают всю тину. Модели нельзя пускать в грязной воде, они от этого могут испортиться. Любая трава может намотаться на винты, и корабль никуда уже больше не поплывёт. – Какие ещё требования предъявляются к моделям? Есть ли какой-то фиксированный масштаб?– Масштаб может быть абсолютно любым. Его выбирает сам спортсмен. У нас есть модели и в трёхсотпятидесятом масштабе, и в сотом, и в пятисотом. Как в любом техническом виде спорта, в нашем существуют классы. В автомобильных гонках машины разнятся по кубатурам, двигателям и так далее. У нас же разделение идёт следующим образом. Первое направление – это копии кораблей с гребными винтами. Они делятся просто по размеру модели: трудно сравнивать возможности модели длиной в два с половиной метра и полуметровой. Да и управлять большой моделью намного сложнее, чем маленькой. Второе направление – это такие же железные корабли, но они не просто ходят по воде, а ещё и участвуют в шоу. Например, создаётся сценарий, по которому пожарное судно должно потушить загоревшуюся модель корабля. Первое оснащено вполне рабочим мини-брандспойтом, на нём спускаются шлюпки, даже суетятся фигурки людей. На данный момент у нас есть 12 таких моделей, которые могут показать тушение пожара и подъём затонувшего судна. В этом году программа получила название «База МЧС». В неё входят имитации всех возможных аварий на воде, включая тушение пожара на нефтяном танкере и устранение последствий утечки топлива. Это очень затратное мероприятие, поэтому мы показываем его только на соревнованиях высокого уровня.И, наконец, третье направление – это копии парусников, как старинных, так и современных. Класс этот достаточно молодой, причём они не только являются копиями парусников, но и ходят под парусом, который управляется дистанционно. Регаты проводятся совместно, и правила ничем не отличаются от правил соревнований большого паруса, только всё происходит в меньшем масштабе. – Какие материалы используются при создании моделей?– Всё что угодно! Если необходимо выстелить деревянную палубу, то используются самые настоящие мини-доски. Корпуса изготавливаются из кевлара, карбона и стеклопластика. Из этих материалов строятся и большие спортивные корабли. Используем мы и лёгкие сплавы, такие, например, как латунь. Иногда – сталь. Паруса на яхтах делаются из самого настоящего парусного полотна, которое используется на обычных яхтах. Модели все разборные и хранятся в специально сделанных для них ящиках. На свету их оставлять не рекомендуется, потому что солнце губительно на них действует. – Как работает жюри, оценивая модели?– Судьи выставляют две оценки. Первая из них ставится за исполнение модели, её качество. Судейская коллегия сравнивает саму модель с чертежами, по которым она выполнена. Топовые модели, как правило, имеют профессионально выполненный заводской чертёж и портфолио со снимками. Всё это оценивается по стобалльной шкале. Аналогично оцениваются ходовая часть и мастерство спортсмена. Дистанция представляет собой равносторонний треугольник с ребром 30 метров. На сторонах установлены метровые ворота, в которые в определённой последовательности нужно заходить модели. Ею по радио управляет спортсмен. На наших моделях устанавливаются электрические двигатели. Есть суда и на бензиновом ходу, но это совсем другой класс, который можно было бы сравнить с «Формулой 1» на воде. Это гоночные модели с объёмом двигателя от трёх с половиной кубических сантиметров. – Как и кем изготавливаются двигатели?– Существует целая промышленность, производящая всё необходимое для судомоделистов. Но даже с самыми дорогими заводскими деталями можно достигнуть определённого уровня и дальше него не пойти. Все самые престижные мировые соревнования проходят с моделями, ходовая часть которых сделана вручную, и стоит это удовольствие просто баснословных денег! – Судомодельный спорт – занятие недешёвое. Кто вас спонсирует?– Средства на постройку модели мы, как правило, находим самостоятельно. Основная часть затрат – это выезды на соревнования. Тут нам очень помогают Администрация области, Департамент спорта, туризма и молодёжной политики. Большую помощь оказывает смоленским судомоделистам и генеральный директор ОАО «ПО «Кристалл» Максим Шкадов.– Чем полезен судомодельный спорт, что так притягивает к нему людей?– Он полезен во всех смыслах этого слова. Спортсмен сам собирает модель, поэтому постепенно получает неплохие навыки токаря, столяра, слесаря, инженера. Это очень увлекательное занятие, позволяющее человеку созидать и ценить свой и чужой труд. Ребёнок, увлекающийся судомодельным спортом, не пойдёт ломать в парк скамейки, резать в автобусе сиденья, бить стёкла. У него есть другие интересы, помимо валяния дурака перед телевизором или круглосуточного сидения в Интернете. Да и к тому же это просто необычайно красиво! Посмотрите когда-нибудь соревнования моделей. Побывав на нашей регате, вы не останетесь равнодушными! Справка «СГ»Михаил БАСИН начал заниматься судомодельным спортом в Самаре теперь уже в далёком 1983 году. Впервые в истории России и СССР он стал чемпионом мира и Европы в классе моделей F-7. В феврале 2003 года Михаилу Басину было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта России».С 1995 года он является бессменным председателем федерации судомодельного спорта Смоленской области, а также главным тренером сборной команды региона в классе моделей копий. За 13 лет под его руководством наши судомоделисты вышли на ведущие позиции в России. Команда региона – четырёхкратный победитель и пятикратный серебряный призёр чемпионатов и первенств страны, семь её членов находятся в составе сборной. С 1995 года смолянами завоёвано 46 медалей различного достоинства на чемпионатах мира и Европы. На российских соревнованиях подопечные Михаила Аркадьевича смогли завоевать более 120 медалей.Сам Михаил Басин – трёхкратный чемпион мира, четырёхкратный чемпион Европы, обладатель кубка Европы, многократный призёр чемпионатов мира и Европы, четырнадцатикратный чемпион России, чемпион Первой спартакиады народов России.
Дмитрий КОМАРОВСКИЙ, Владимир КОРОЛЁВ, Сергей МУХАНОВ, Смоленская газета

Читайте также
Вы не можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Следите за нами в Twitter