
«Скромное обаяние натюрморта» - на выставке под таким названием в КВЦ им. Тенишевых можно было увидеть работы фотохудожников из нескольких регионов России.
Одной из первых фотографий в истории был натюрморт созданный изобретателем и художником Луи Дагерром в своей мастерской в 1837 году (его метод фотопечати называется дагеротипия). С тех пор история фотографии насчитывает уже почти два века. Однако, именно натюрморт оказался менее всего востребован в фотографическом искусстве, возможно потому, что людям в первую очередь хотелось запечатлеть ускользающие мгновенья динамичного бытия. Выставка «Скромное обаяние натюрморта» показала, как современные фотографы работают в этом сложном жанре.
В экспозиции представили более 50 работ, выполненных в разных стилях. Это произведения таких фотохудожников как Игорь Степанов (г. Краснодар), Валерия Левшина (г. Сочи), Мария Духовская (г. Москва), а так же членов Смоленского отделения Союза фотохудожников России - Игоря Чернова, Дмитрия Чернина, Алексея Иванова.
Игорь Степанов, по признанию специалистов, фотограф с уникальным видением и чутьем. Будучи художником-графиком, он начал экспериментировать с фотографией еще в студенческие годы. Его увлекала пластичность изображения при обработке снимков различными способами и возможность создавать свои миры, используя оптические приемы. Степанов вкладывает в свои работы личную визуальную философию, приближая фотографию к традиционным формам искусства. На выставке представили его работы из серии «В мастерской», что невольно отсылает к первому опыту Луи Дагерра.
Работы Валерии Левшиной из серии «Прекрасное в простом» отражают дух старого дома в окрестностях Сочи. В фотографиях затронута тема цветения и увядания - опавшие листья, раковины моллюсков, засохшие фрукты и зонтичные соцветия. Здесь нет случайных элементов, каждый предмет вносит свое смысловое настроение. Разнообразная фактура материалов: (дерева, стекла, керамики) подчеркивает внимание автора к деталям и умение работать со светом и тенью.
Натюрморты Марии Духовской (серия «Весна») игнорируют вещественную значительность предметов в кадре. Она строит композиции на восприятии утонченных эстетических взаимодействий: свет и цвет лаконично подчеркивают формы, а игра теней и линий вносит чувственность. Мария создает фантазийные комбинации из несопоставимых объектов, наполняя их личными ассоциациями. Статуэтки, свистульки, вазы, флаконы, сухие растения и мишура формируются в видения иллюзорного мира.
Натюрморт - один из любимых жанров председателя Смоленской областной организации СФР Игоря Чернова. Как правило, он снимает неодушевленные вещи в сочетании с живыми цветами, при этом предпочитая дикорастущие виды растений. Чернов использует различные технологии съемки и сопоставляемые в натюрмортах объекты. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы для него недостаточно. Каждой композицией автор пытается передать какую-то внутреннюю историю.
Смолянин Алексей Иванов делает иносказательные снимки, в которых простые предметные формы и фактуры образуют глубокомысленные композиции.
В натюрмортах Дмитрия Чернина ржавая посуда, потрескавшаяся керамика, цветы и фрукты отражают гармоничные связи естественного продукта и созданного руками человека.
Источник: Рабочий путь