В Смоленской области обсудили закон о полиции

По сообщению центральных СМИ законопроект о полиции может быть рассмотрен в Госдуме в первом чтении уже 10 декабря. А недавно его обсуждали за «Круглым столом», организованным комитетом Смоленской областной Думы по законности и правопорядку. Участие в мероприятии принял и прибывший в столицу нашего региона Виктор Илюхин – заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству, государственному строительству, член комитета ГД по законодательному обеспечению противодействия коррупции, доктор юридических наук, профессор. Проект «Закона о полиции» воспринимается в обществе неоднозначно.С начала обсуждения проекта, отметил председатель комитета областной Думы Евгений Максименко, среди участников дискуссии выделились четыре основных группы. В первой обеспокоены соблюдением законодательных норм, прав и свобод граждан. Рано как и беспристрастностью, открытостью, публичностью новой структуры, обеспечением общественного доверия к ней со стороны населения.Во второй группе оказались сотрудники правоохранительных органов и члены их семей, которые обсуждают социально экономические вопросы грядущей реформы. Их интересуют оплата труда, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, критерии набора на службу, условия работы, в том числе МТС и продовольственное обеспечение, а также обязанности и права полиции.Третью группу интересует качество изложения и точность формулировки проекта, сравнение с действующим «Законом о милиции». И четвертая, разношерстная, менее значимая.Смоляне вместе в депутатом Госдумы за «круглым столом» обсуждали законопроект как в общем, так и в частности. Открыто и прозрачноВладимир Абрамов, и. о. начальника отдела правового обеспечения УВД:- Законопроект закрепляет новую, партнерскую модель взаимоотношения полиции и общества, которая предполагает не доминант власти с ее стороны, а служение и эффективное сотрудничество с институтами гражданского сообщества и гражданами; необходимость безусловного обеспечения прав граждан, организации деятельности полиции; провозглашает открытость и прозрачность работы полиции. Граждане и организации будут иметь право в порядке установленном законодательством получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права (кто будет определять, что затрагивает права конкретного гражданина? – Прим. авт). Руководители будут выступать, как минимум ежегодно с отчетами о результатах своей работы перед законодательными органами… Владимир Абрамов также отметил, что новый документ не только повышает требования к полиции но и усиливает антикоррупционную составляющую. За деятельностью полиции устанавливается общественный и государственный контроль. Но есть в проекте закона и характерная деталь. Полиция - не самостоятельный орган, коим является милиция, а составная часть федеральной власти в сфере внутренних дел. К тому же полиция переходит на федеральное бюджетное финансирование, что выводит ее от зависимости регионов. - Однако представленный вариант проекта закона не содержит принципиально новых условий социального пакета. Но как заявлял президент, финансовая составляющая это важнейшая вещь, и никто служить в полиции без наличия социальных гарантий не будет, акцентировал милиционер. Пенсия 4,5 тысячиЛеонид Соловьев, директор Смоленского филиала НГОУ ВПО «Академия права и управления»: - В образовательной системе МВД мы готовили кадры для других силовых структур. До 50 процентов специалистов уходили в прокуратуру, следственный комитет, другие органы. Сегодня мы видим: в законе оговорено, что выпускник должен отработать в органах внутренних дел. Это разумно и справедливо. А вот система оплаты труда сотрудника полиции выносится в отдельный закон, которого еще нет. И никто не знает, что там будет прописано. Не менее важна судьба бывших сотрудников милиции. К примеру, прапорщик милиции отслужил 22 года, имеет два боевых ордена, регулярно выезжал в «горячие точки», а его пенсия 4,5 тысячи рублей. Какова будет дальнейшая судьба этих людей?Зачем сокращать?Владимир Рыжиченков, депутат областной Думы:-Штаты сотрудников органов внутренних дел мы сокращаем на 22 процента. А на каких основаниях? Чтобы определить нагрузку на конкретного сотрудника, работали целые научные институты. Было утверждено приказом, что следователь должен расследовать, скажем, 100 уголовных дел. Один сотрудник ГИБДД обслуживать 10 тысяч населения. Теперь без всяких обоснований штаты сокращают. И какую бы зарплату им не дали, они не в состоянии справиться с возросшим объемом работы. Есть предел человеческих возможностей. … - В законопроекте записано, что сотрудники полиции за переработку могут рассчитывать на отгулы или дополнительные дни к отпуску. Правда есть оговорка, что по желанию можно получить денежную компенсацию, но не более чем за 120 часов в год. То есть 15 рабочих дней. А посмотрите, сколько в календаре красных чисел? Опять абсурд.Кризис всей властиВиктор Илюхин:- Я глубоко убежден, что кризис милицейской системы, это всеохватывающий кризис всей государственной власти. Скажите, а судебная система сегодня не в кризисе? Совсем недавно в Казани вынесли приговор судье за организацию умышленного убийства. Полтора года тому, в Москве осудили двух судей, прокурорского работника за то, что они организовали преступное сообщество. Сегодня лихорадит Савеловский суд в Москве - фальсификация гражданских дел. Это что, не кризис? – вопрошал народный избранник. -Хорошо, создадим новую систему: новое здание, новые перегородки. Но каким содержанием мы ее наполним? Если прежним, то через полтора-два месяца получим те же проблемы, а может еще большие. За последние 20 лет поменялась система государственной власти, судебная система, прокурорский надзор, в милиции все осталось по прежнему. Новый закон необходим. Но 70 процентов населения не воспринимает переименование милиции в полицию. Работники милиции скромничают, но 90 процентов их также несогласны. Так зачем это? У меня складывается впечатление, что кое-кому за спиной президента, государственной власти хочется окончательно дискредитировать систему МВД. Нанесли удар по министерству обороны что от него сталось? Теперь давайте разрушим последние столпы государственности. - Если кто- то до конца хочет скомпроментировать милицию, то одним переименованием это будет сделано. У нас в сознании еще остались даже не царские времена, а 41-45 годы, когда в понятии людей сложилось, что полицейский это предатель, насильник, хам и так далее. Сейчас ласково говорят – мент. А что будет тогда? Это настораживает и наш комитет (комитет Госдумы. – Прим. авт.) по этому поводу разделился пополам. Участковый не врач- Закон мне во многом напоминает должностную инструкцию. Очень многие нормы носят чисто плакатный характер, - продолжал Илюхин. - Меня настораживает и то, что на милицию опять пытаются навешать не свойственные ей функции. Вот только один пример: милиция должна вести учет больных, которые сами не могут обратиться за медицинской помощью. Но при чем здесь милиция, участковый инспектор? Для этого есть медицина.Мы говорим об объективности милиции и тут же заявляем, что она должна находиться на федеральном содержании, но может финансироваться и из бюджетов местных органов. А это зависимость от местных чиновников. Между тем социальная защищенность сотрудника ОВД не нашла своего отражения в законопроекте. Я не могу согласиться с тем, и буду отстаивать, чтобы не прошла позиция о том, что работники милиции для решения вопросов административной практики могут изымать автомобили у граждан и общественных организаций – это огромное поле для злоупотреблений. Не соглашусь и с тем, что работники милиции должны вести банк данных в отношении подозреваемых. У нас своя дорогаЛев Ильницкий, доктор юридических наук, профессор Смоленского гуманитарного университета:- Мне кажется, что предложение изменить название на полицию объясняется тем, что наша страна усиленно перестраивается, чтобы мы ничем не отличались от Европы. У нас ввели особый порядок рассмотрения уголовных дел в суде, договор о сотрудничестве со следствием. Теперь милицию хотим переименовать в полицию. Хотя на это уйдет денег, я полагаю, больше средств, чем сейчас тратится на содержание системы МВД. Но у нас своя судьба, своя жизнь, а мы живем в городе, где о полиции знают не по книжкам. - Когда генеральный прокурор докладывает совету Федерации о том, как обстоят дела в борьбе с преступностью, любой нормальный человек понимает: когда раскрываемость совершенных преступлений в стране составляет за год 50 процентов, а по отдельным составам гораздо меньше, это не нормально. И мы при таких условиях сокращаем экспертную службу, уголовный розыск, следователей. Но очень часто расследование продлевается потому, что не готова экспертиза. При том, что многие эксперты выполняют работу за двоих. И что будет после сокращения? - Закрываются учебные заведения, где работают люди, которые имеют богатый опыт, знания, пишут научные статьи, разрабатывают рекомендации полезные для законодательства. А ведь заменить сотрудника уголовного розыска выпускником гражданского института нереально – милиционер получает специальную подготовку. Г-н Ильницкий отметил, что какой бы хороший закон не был принят, без соответствующего уровня кадровой работы действенным он не станет – закон исполняют люди. РезюмеСреди участников «Круглого стола» прослеживалось единодушие по поводу переименования милиции в полицию. После смены вывески на «полицию», без изменения содержания, правоохранительные органы работать лучше не станут, считают многие участники.Похоже, все сошлись по мнении, что милиции необходимо дать большую зарплату и социальные гарантии. Тогда и взятки брать не станут. А вот о том, какие гарантии по защите от преступности, личной безопасности, в том числе и от действий полиции-милиции задекларированы и, что на самом деле могут получить граждане, со стороны участников обсуждения как- то не прозвучало. Замечания решили обсудить на рабочей группе и направить для рассмотрения в Государственную Думу.

Алексей Егоров, Рабочий путь

Читайте также
Вы не можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.