Вера и любовь сотворили чудеса

Вера и любовь сотворили чудеса

В Смоленском государственном драматическом театре имени А.С. Грибоедова зрителям подарили очередную премьеру. На этот раз смоляне увидели лирическую комедию по пьесе современного драматурга Юрия Суходольского «Карусель для трёх одиноких дам» (16+) в постановке главного режиссёра театра заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского.

Много ностальгического, трогательного и философского
Сюжет начинается с того, что три подруги, которых время разбросало в разные точки мира, встречаются в родном провинциальном городе. Повод для встречи был печальным, но неожиданно всё изменилось. Противоположные чувства пришли на смену грусти, а многое оказалось закрученным, запутанным и, словно на сложном аттракционе, перевернулось с ног на голову. Далее метафорическая карусель только набирала скорость и обороты, а в итоге вера и любовь сотворили чудеса. И хотя жанр этого спектакля определён как лирическая комедия, в постановке было много ностальгического, трогательного и философского. О состоявшейся премьере мы поговорили с режиссёром-постановщиком Виталием БАРКОВСКИМ.

«Мы оставили сюжетную канву»
– Виталий Михайлович, в труппе нашего театра есть артисты, которые служат в театре десятки лет и составляют его золотой фонд. Их мастерство и отношение к профессии является ориентиром для молодого поколения, они обладают богатым творческим опытом. Насколько я понимаю, этот спектакль был поставлен специально для таких актеров. Верно?

– Да, это так.

– А как вы узнали об этой пьесе?

– Дело в том, что актёры долго искали подобный сценический материал. Появилась пьеса Юрия Суходольского. И когда они её прочли, то не только согласились, но и почувствовали, что это необходимо им сыграть. Пьеса понравилась и Вере Григорьевне Дуплий, и Галине Ильиничне Круть. Они решили, что будут работать – как угодно, даже ночами, если, допустим, репетировать надо будет вне плана. Они убедили меня работать над этим спектаклем. Должное нужно отдать Инне Дмитриевне Флегантовой, которая вдохновенно работала с нами. Пьеса, конечно, была более многословная, но мы её сократили.

– Почему?

– Мы оставили сюжетную канву, а всё, что связано со словами, которые работают на эффекты зрительского ажиотажа, убрали. Может быть, автор с этим и не согласен, но мы это сделали. Я считаю, что иногда эти слова даже мешают, то есть излишнее веселье не всегда идёт на пользу. Нам показалось, что намного это будет строже и мудрее – такую вот непростую судьбу женскую проследить. Женское одиночество каким-то образом настраивает на то, чтобы задуматься об институте брака и вообще о социуме нашем. Мужчин становится меньше таких глубоких, настоящих граждан, что ли.

– А с чем это связано, на ваш взгляд?

– Это связано с тем, что институт брака как таковой проходит проверку временем. Если есть семья, значит, она обязательно должна иметь продолжение в ком-то. Не все мужчины справляются с ответственностью. Что такое культура – это прежде всего отношение к своему будущему через прошлое. Поэтому, мне кажется, наше нездоровое отношение к прошлому ставит под сомнение вообще будущее. Долго будем исправлять это искривление. Деформация наверняка будет присутствовать в сознании.

«Художественное – значит, переосмысленное внутренней необходимостью»
– Виталий Михайлович, я заметила, что и в этом спектакле, и в вашей предыдущей постановке «Как боги» декорации основаны на двух основных цветах – белом и чёрном. С чем это связано?

– Я люблю эти цвета, контраст. Я люблю строить пространство такое, такой объём.

– Над декорациями вы работали вместе художником-постановщиком Светланой Архиповой?

– Да, мы вместе придумывали. Мне кажется, когда сильно конкретизировать какие-то вещи – допустим, павильонные такие декорации, – то они граничат с правдой жизни. Что такое «художественное»? Я считаю, что это значит некоторое обобщение, всё-таки это не должно быть так же, как в жизни. Картина не должна быть прямой копией фотографии. Художественное – значит, переосмысленное внутренней необходимостью.

– А вот этот метафорический ход с каруселью, где софиты опускаются, тоже вы придумали?

– Да это я придумал, но мне много помогал в этом деле Олег Александрович Кузьмищев. Он же сам тоже режиссёр, и я открыл в нём массу достоинств. С таким актёром – золото работать.

– Музыку, песни в этой постановке как подбирали?

– Это песни прошедшей эпохи. Мы их подбирали вместе с завмузом Сергеем Хандриком, он с большим вкусом и мерой относится к своему делу. Это очень обаятельный, вселяющий доверие и уважение человек.

«Я переживаю некое чувство опустошённости»
Посмотреть, как воплотилась сценическая идея на смоленской сцене, из столицы приехал автор пьесы Юрий СУХОДОЛЬСКИЙ. Накануне в одной из социальных сетей он написал: «Премьера у меня завтра. Волнуюсь я очень. Глянул, а весь их зал огромный на 900 мест фактически раскуплен! При таком стечении публики моя #Карусельдлятрёходинокихдамиоркестра ещё не крутилась. Страшно очень. Лет немало, а всё опять впервые…»

После окончания спектакля и бурных аплодисментов благодарной публики, мы побеседовали и с автором пьесы.

– Юрий Сергеевич, поздравляю, спектакль состоялся. Не обманулись ли ваши ожидания, ваши ощущения после премьеры? Эмоции положительные?

– Вы знаете, сейчас очень сложно описать то, что я переживаю. Наверное, я, как и актёры, переживаю некое чувство опустошённости. Это нормально. Мне сложно ответить, соответствует это моим ожиданиям или не соответствует. Очень волнующее событие. Здесь было около тысячи человек, и они все зачем-то купили билеты и пришли посмотреть пьесу, которую я написал. И, судя по тому, что мы увидели на поклонах, – это не оставило их равнодушными. Ну это высшее счастье человеческое. О чём тут говорить...

Источник: Смоленская газета

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Следите за нами в Twitter