«Внеплановых проверок стало меньше в три раза»

«Внеплановых проверок стало меньше в три раза»

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Смоленской области Алексей ЕФРЕМЕНКОВ рассказал «РП», как изменился за год уровень административной нагрузки на бизнес, что происходит с теневым сектором и как развивается история со сносом ларьков в столице региона.

- Алексей Владимирович, представляя отчет о работе в 2015 году на недавней встрече с губернатором и потом - на профильном комитете облдумы, вы сказали, что динамика в развитии предпринимательства позитивная. Но ведь кризис не закончился.

- Независимо от того, что 2015 год был сложным, по статистике, увеличились количество индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и налоговая отдача от малого и среднего бизнеса. Понятное дело, кризис наложил свой отпечаток. Он проявляется и в высоких процентных ставках по кредитам, обслужить которые и еще получить прибыль очень сложно либо невозможно. Усложнилась процедура получения ссуд. У предприятий падают обороты, снижается инвестиционная привлекательность. Банки сокращают инвестирование, потому что риски возрастают. Но бизнес видоизменяется, подстраивается под сегодняшние реалии, во многом уже сумел адаптироваться к сложностям.

- Не за счет ли ухода в тень? Фонд социального страхования отмечает уменьшение количества застрахованных лиц.

- Если у бизнеса возникают проблемы, предприниматель старается его видоизменить, диверсифицировать либо уйти в «серую зону» и таким образом компенсировать возросшие затраты. Думаю, это в том числе поле и для нашей деятельности - совместно с органами госвласти максимально создать условия, чтобы бизнес не мигрировал и не уходил в тень.

Введение налоговых каникул (областная Дума приняла внесенный губернатором законопроект в первом чтении) дает возможность предпринимателям не только получить преференции, но и легализовать бизнес. Основной упор сделан на те отрасли, в которых более распространена работа без регистрации. Эта мера позволяет поднять бизнес на его определенный уровень, чтобы потом в стабильной ситуации спокойно работать по-белому, получать прибыль и наполнять бюджет.

- Насколько, по вашему мнению, эффективна выстроенная в регионе система мер поддержки предпринимательства?

- Нас привлекают к обсуждению этих моментов совместно с профильными департаментами областной администрации. И, как показал недавний опрос предпринимателей, многие из них пользовались мерами стимулирования и планируют обращаться за ними еще. Значит, эта система действенная. Конечно, это тоже непросто, как и с банковскими кредитами - необходимо соблюдать определенные требования. Но если бы программы господдержки были непонятны руководителям предприятий или не давали результата, едва ли бы они снова пытались в них войти.

- В докладе за 2014 год вы сообщали, что максимальная доля участников опроса оценила административную нагрузку на бизнес примерно в 20 процентов выручки. Что изменилось за год?

- В опросе были задействованы 250 юрлиц и ИП из всех районов и городских округов. 37 процентов респондентов отметили, что нагрузка не изменилась, 11 процентов увидели снижение, а 17 процентов - рост. Понятно, что бизнес нуждается во внешнем контроле. Важно, чтобы он не был избыточным. И в этом вопросе есть позитивные изменения. Так, по моей информации, количество внеплановых проверок, на которые в основном жалуются бизнесмены, сократилось в три раза. Это серьезный показатель.

Конечно, бизнесу сегодня сложно. Но установка, которую дает президент, губернатор, что нужно снижать бюрократические барьеры, развивать бизнес, а не «кошмарить» его, в целом действует.

- Вам поступают жалобы на бюрократическую волокиту. Приведите, пожалуйста, примеры.

- Институт Уполномоченного становится все популярнее, об этом говорит увеличение количества обращений. Так, в 2015 году их было 79, - в три раза больше, чем в 2014-м. Спектр проблем очень широк. Периодически возникают вопросы, связанные с земельным законодательством. Выделение участков происходит либо не очень быстро, либо не очень качественно по отношению к предпринимателям. Есть обращения по поводу кадастровой оценки.

Иногда оказывается, что земля под небольшим предприятием в глубинке может стоить, как в центре Смоленска. Это, в частности, тормозит вложения капитала в отдельные районы, которые не могут похвастаться вниманием со стороны инвесторов. Обращались и по поводу отказа выдать разрешение на ввод в эксплуатацию возведенного коммерческого здания, слишком жесткого административного наказания, не соразмерного масштабу нарушения, и т. д. Многие эти проблемы в процессе решаются.

Нашу основную задачу вижу в том, чтобы путем переговоров - втроем с предпринимателем и госструктурами – выработать досудебное решение. Если этого не получается, то следует обращаться в органы Фемиды. Но главное все-таки выстроить мост и правильно позиционировать ситуацию с точки зрения дальнейшей совместной работы, вместе прийти к общему знаменателю.

- А по поводу сноса так называемых самостроев были обращения?

- Конечно. Проблема с нестационарными объектами торговли - системная, она касается всех регионов. В 2014 году на эту тему было достаточно много обращений, в 2015-м поменьше.

С этими вопросами работаем. Здесь речь идет о сбалансированности интересов. Если будет выработан единый стандарт, это поможет привести облик города в порядок и решить многие другие вопросы. Но у предпринимателей вызывает недоумение, что чей-то ларек должны убрать, а чей-то - нет. Принятую схему размещения нестационарных объектов торговли пытались обжаловать, и некоторым предпринимателям это удавалось. Известно, что Высший арбитражный суд принял ряд решений в пользу бизнеса, и этот вопрос на сегодняшний день не закрыт.

Рабочий путь

Читайте также
Вы не можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Следите за нами в Twitter