Юрий Башмет в Смоленске

Юрий Башмет в Смоленске

Открывается дверь, и Юрий Башмет выходит из гримерки. Улыбается, здоровается. Мы устремляемся за ним, уставшим после перелета из Красноярска и чуть прихрамывающим, следуем по пятам в чарующем шлейфе его одеколона.

Юрий Абрамович просит принести ему стул, усаживается, снова улыбается, сканируя всех присутствующих доброжелательным и внимательным взглядом. Пресс-подход длится всего полчаса, и журналисты прекрасно понимают: «нырнуть в глубину», сделав классное интервью, не получится. За это время успеешь задать три-четыре вопроса, не больше!

Юрий Абрамович говорит тихо, будто взвешивая каждое свое слово.

- В этом году ансамблю «Солисты Москвы» исполняется 30 лет, и я очень рад, что получается не забывать про Смоленск - любимый город - и про любимый зал (Смоленского драматического театра. - Прим. автора). У вас здесь прекрасная акустика, такими залами могут похвастаться не многие наши города. Понятно, тут все овеяно именем великого русского композитора Михаила Глинки, его еще нигде не запрещали. Кстати, мы не перестаем играть и Шопена, так же как и произведения Петра Ильича Чайковского. Программа, с которой сегодня познакомятся смоляне, не развлекательная, но она «вкусная» и легкая для восприятия - яркая и красивая. Наверняка есть какие-то вещи, которые смоленский зритель еще не слышал. Но 13-й симфонии Дмитрия Шостаковича или Монолога для альта и струнного оркестра Альфреда Шнитке не будет, так что слушателям не придется трудиться-напрягаться.

Цифры и факты

С 16 по 22 мая на нескольких знаковых площадках Москвы впервые состоялся Фестиваль камерных ансамблей мира в честь 30-летия лауреата премии «Грэмми» камерного ансамбля «Солисты Москвы» (основатель, худрук, дирижер и солист - народный артист СССР Юрий Башмет).

В столице в рамках этого необычного музыкального смотра прошло шесть концертов коллективов из Нижнего Новгорода, Новосибирска, Еревана и Ташкента. Совместно ансамбли исполнили мировую премьеру пьесы, специально написанной композитором Кузьмой Бодровым.

В репертуаре «Солистов Москвы» свыше 350 шедевров мировой и отечественной классики, более 2500 концертов. Их мастерству рукоплескали более чем в 50 странах. Они блестяще выступали на самых известных концертных сценах мира: Карнеги-холл в Нью-Йорке, Сантори-холл в Токио, Барбикан-холл в Лондоне, «Триволи» в Копенгагене, в Сиднейском оперном театре и

т. д. В 2009 году ансамбль провел турне по городам России, играя на инструментах Страдивари из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Подобной чести не удостаивался ни один из российских коллективов.

Если суммировать все расстояния, которые музыканты проехали, проплыли или пролетели за годы своей концертной деятельности, то получится, что они обогнули эемной экватор 39 раз.

В 2022-м - пошли на 40-й…

Сказано

«У нас невероятный процент тех, кто играет в «Солистах Москвы» с первого дня, - 51,5%.

Это очень высокий показатель. Причем был только один резкий случай, когда я расстался с человеком, чтобы «стадо не портить». Понимаете?

Что-то с ним случилось. А во всех остальных случаях жизнь виновата».

О Валерии Абрамовой

- Мы привезли в Смоленск очаровательную молодую скрипачку. Она фанатично занимается, хотя ее никто не заставляет. Мы нашли ее в Барнауле, когда ей было всего 14. Я хочу показать, как развивается наше молодое музыкальное поколение. Вы знаете, что у нас есть Всероссийский юношеский оркестр, и она там играет, но, наверное, скоро уйдет. Сейчас она студентка Московской консерватории. Ее ждет сольная карьера.

Про перо жар-птицы

- Мне кажется, что какие-то советы нельзя сформулировать раз и навсегда. Надо всю жизнь стремиться к тому, чтобы быть хорошим человеком. И стараться окружать себя только хорошими людьми. И это должно быть процессом. Тут вопрос выбора, каких-то решений. Во всяком случае, тогда можно уходить от многих бытовых бед. Мне пока это удается, но не всегда, и я часто думаю: «О, черт… Соскользнул где-то». Поэтому все время нужно быть «на стрёме». Внимательным! Жить внимательно! Для творцов это особенно важно. Для режиссеров, актеров, музыкантов, композиторов... Внимательно - это значит, что ты должен каждую минуту понимать, что ты жив, сердце бьется, температура такая-то, я имею в виду климат…

А еще находить во всем именно положительные моменты, даже в самом плохом все равно можно откопать что-то хорошее. Это как перо жар-птицы - все равно не схватишь, но стремиться к этому нужно...

Про премию «Грэмми» и звание Героя Труда

- Премия «Грэмми» была давно (в 2008 году. - Прим. автора), и это, собственно, ничего нам не давало. Что дает «Грэмми»? Рекламу, лучше продаются твои записи, лучше посещаемость залов. Но это в Америке. А в России у нас все это и так было, поэтому премия «Грэмми» - это приятно. Номинирован на нее я был раз шесть, а получил один раз. А когда Доминго (Пласидо Доминго - испанский оперный певец. - Прим. автора) приезжал в Москву, он выступал с моим большим оркестром, потом был банкет, и он поздравил меня с вручением «Грэмми». Доминго сказал, что его номинировали 11 раз, а получил он семь. Но самая трудная была последняя, потому что он номинировался не как оперный певец, а вообще как певец, поэтому ему пришлось состязаться со Стингом (известный британский певец. - Прим. автора) и т. д.

Что касается присвоения мне звания «Герой Труда», то абсолютно искренне говорю, что даже никакого намека не было, что мне присудят столь высокую награду. В тот день у меня была репетиция с разными оркестрами. Мы готовились к юбилейному концерту в честь 30-летия «Солистов Москвы».

Знаете, как мы отметили? Пригласили другие камерные оркестры, чтобы они выступили сами по себе, а потом чтобы мы все вместе сыграли.

Это было 100 струнных инструментов. Коллективы из Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ташкента и Еревана. И мои «Солисты Москвы».

И была мировая премьера пьесы, специально написанной композитором Кузьмой Бодровым.

Очень удачное у него произведение. Это было мощно, красиво. Так вот я к этому готовился и был очень занят. Потом выяснилось, что вечером мне кто-то звонил и сказал, что нельзя разглашать, но лежит на подписи указ президента о присуждении мне звания Героя Труда. Указ был подписан то ли в тот же вечер, то ли рано утром. Но пока я эту высокую награду не получил.

После концерта в Смоленске нас ждут в Самаре, Новокуйбышевске, там есть моя школа. А после этого я ухожу в глубокий карантин - дней на 10. С момента, когда появился ковид, все такой карантин проходят.

Справка «РП»

«Герой Труда Российской Федерации» - высшее звание и государственная награда страны. Аналогичное звание (Герой Труда, позже - Герой Социалистического Труда) существовало в СССР. Указ об установлении звания Героя Труда РФ был подписан Президентом РФ в 2013 году, в том же году прошли первые награждения. Всего к настоящему времени этого звания удостоено около 80 россиян.

Про самые большие концерты и продолжительные аплодисменты

- Большие концерты проходят на пленэре. Там собирается многотысячная аудитория. И сейчас в Самаре у нас грядет спецакция тысяч на 10 зрителей на набережной (1 июня, в День защиты детей, концерт в Смоленске прошел 30 мая. - Прим. автора). Понятно, что там надо усиление звука делать, и это должно быть высокое мастерство звукорежиссера, чтобы не было металла в звуке, чтобы эхо не мешало... Это все довольно сложно.

- Что касается самых продолжительных аплодисментов, то долгие овации звучали довольно часто. Но я хочу рассказать лишь об одном эпизоде. Со Святославом Теофиловичем Рихтером у нас был большой тур по Европе с программой «Бриттен - Шостакович». А когда мы вернулись, объявили концерт в Москве, в Большом зале филармонии. Программа очень серьезная, а поскольку мы много раз ее уже играли, то особо не репетировали. Но накануне концерта случился напряженный момент - Святослав Теофилович неважно себя чувствовал. А нас ждал полный зал зрителей, был аншлаг, там едва ли не на люстрах люди висели. И я Рихтера заставляю все-таки встать и пойти. От Малой Бронной до филармонии ехать минуты три. Приехали. Сыграли. Прекрасный теплый прием, аплодисменты. Но это не сравнить с восторженными криками в Италии или во Франции. У нас в России прекрасно принимают, но если брать по громкости, то послабее будет, чем, допустим, на юге Италии. И Рихтер мне на сцене сказал: «Ну вот, приехали домой…» (имея в виду, что прием-то не очень и «громкий». - Прим. автора). Поклонились. И ушли. Потом еще раз вышли, еще и еще… Так и ходили под бурные аплодисменты туда-сюда раз семь… В очередной раз кланяемся, и слышу, как Святослав Теофилович шепчет: «Ну давайте им назло еще раз Сонату Шостаковича сыграем!» А Соната Шостаковича - это 37 минут. Это последнее, что сочинил Дмитрий Дмитриевич, который ушел из жизни на чистом до мажоре... Играем, и краем глаза я увидел, что в партере человек пять не выдержали, тихонечко встали и начали выходить из зала. Потом мы снова очень долго ходили туда-сюда, и я был просто мертвый, потому что соната Шостаковича - тот еще «крепкий орешек».

Кстати

Юрию Башмету его «фанклубовцы» чаще всего дарят букеты лилий, название этих цветов на японском звучит как «юри». А еще японцы специально учат русский язык, чтобы прикладывать восторженные и трогательные записки, рассказывающие о восхитительной и удивительной музыке маэстро Башмета.

В 2021 году Юрий Башмет награжден японским «Орденом Восходящего солнца».

«Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы»

- Так как-то сказал знаменитый Столярский (скрипач и педагог, профессор Одесской консерватории Петр Столярский. - Прим. автора). И я с ним полностью согласен. Едем мы из аэропорта в гостиницу, скажем, в Магадане, и я смотрю в окно и думаю: кто же сегодня придет на концерт классической музыки? Но вечером везде переполненные залы. Все в костюмах, вечерних платьях и обязательно с детьми.

К сцене во время аплодисментов подходит мама и помогает совсем маленькой девочке, лет двух, которая по ступенькам пытается забраться на сцену. Потом я узнаю, что, оказывается, ее старшая сестра, примерно за год узнав, что мы приедем в их город, попросила записать ее в кружок по вышиванию, свою первую работу она подарила мне…

А в Японии есть фан-клуб Мацуева, Башмета… Клуб - это примерно человек 100, и все они ездят за нами по разным городам во время наших гастролей. Цветочки дарят. А я беру букет и думаю: «Боже мой, вчера же ты тоже мне цветы вручала, только в другом городе…»

Сказано

О первом на планете Земля

- Наше дело верное, я имею в виду музыкальное, и они (недружественные России страны. - Прим. автора) сейчас сами себя обделили, у них сейчас всего этого нет… Я так скажу: сколько бы они ни летали в космос, у них все равно не было Гагарина. И первый сольный концерт на альте был мой, он был и в «Карнеги-холле», и в музее «Музикферрайн» в Вене, и в «Ла Скала» в Милане, и в Консертгебау в Амстердаме, и в Сантори-холл в Токио, а потом уже в Ленинградской филармонии и Московской. И даже если кто-то там будет играть на альте, он все равно не мой тезка (улыбается. - Прим. автора). Я, конечно, тоже не Гагарин, но…

Кстати, перед отправкой на Байконур, где снимался фильм, провели опрос знаменитостей, задав вопрос: что они знают о Гагарине? Так один из известных наших либо эстрадных певцов, либо актеров, уже не помню, кто именно, на этот вопрос ответил так: «Ой, Полиночка, она такая замечательная!» (Полина Гагарина - современная эстрадная певица. - Прим. автора).

Про мистический альт

«Имеет ли мистическое значение тот факт, что композиторы именно к концу жизни часто особое внимание уделяют альту? Далеко ходить не надо. Та же Соната Шостаковича - последнее произведение. Концерт Белы Бартока - последнее произведение. Видимо, завораживает само звучание альта. Все-таки это философский инструмент - его звук разнообразный и глубокий.

Я как-то встретился у консерватории с Родионом Щедриным и говорю ему:

- Наверное, Рудик, вы не пишете для меня, потому что знаете: если сочинить для альта, то это будет вашим последним произведением. Правильно делаете.

Он ответил:

- Я не боюсь.

И действительно написал».

Про азартного Рихтера

«Рихтер был азартный человек.

У него вообще была теория - раз мы родились, то должны все попробовать. Как-то он взялся уговаривать меня бросить курить, а я так и

не смог это сделать.

Спрашиваю его:

- А вы курите или когда-нибудь курили?

Он отвечает:

- Да я и сейчас хочу, дайте мне пару сигарет.

- Зачем сразу пару, я вам по одной буду давать.

- Нет, нет, прямо сейчас!

Взял пять сигарет, вставил их в рот и выкурил одновременно, и еще сказал, что любит, когда до самого нутра доходит - тогда понятно, зачем курить.

Когда я первый раз услышал Сонату для альта и фортепиано Шостаковича, мне даже странным показалось - цитата из Лунной сонаты на струнном инструменте! Стал над ней работать - мурашки по телу. Описать эту музыку невозможно, нет таких слов! Я уже говорил - она требует такой отдачи, что не сразу можно после ее исполнения прийти в себя. Даже Шуберта, даже Шопена можно исполнить как бы немножко со стороны, абстрагируясь чуть-чуть, а эту Сонату - нет. Берешь смычок, входишь в совершенно особое состояние и оказываешься непосредственно в мире происходящего. Гораздо ближе, чем публика, которая тебя слушает. Ты первый в очереди в чистилище, что-то вроде того.

Святослав Теофилович считал, что из трех Сонат Шостаковича - скрипичной, виолончельной и альтовой - эта самая лучшая. Много раз мы играли ее и у нас, и за рубежом. Публика по-разному воспринимает. Тоньше всего - в Большом зале консерватории. Но реакция после исполнения всегда примерно одинаковая: тишина. И непонятно, кто ее нарушит, все боятся».

Источник: Рабочий путь

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.