27 ноября состоялось заседание Центра потребительского просвещения. Об услугах общепита рассказала главный специалист отдела по защите прав потребителей управления по потребительскому рынку и развитию предпринимательства Елена ВИНОГРАДОВА
- Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных. Важно знать, как поступить в той или иной ситуации, когда возникает спор по некачественно оказанной услуге. Существуют «Правила оказания услуг общественного питания», которые утверждены Правительством РФ от 15 августа 1997 года. Эти правила разработаны в соответствии с законом «О защите прав потребителей» от 1992 года.
Что должно быть указано в меню помимо простого перечисления блюд?
В первую очередь в заведении общественного питания мы сталкиваемся с прейскурантом цен, с меню, которое нам предоставляют. Отраженная там информация должна быть полной и достоверной: содержать перечень услуг и условий их оказания, условия оплаты услуг, полные наименования предлагаемой продукции с указанием способов приготовления блюд и входящих в них ингредиентов, сведения о весе и объеме порций, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка, информацию о пищевой ценности продукции (калорийность, содержание белков, жиров и углеводов,, витаминов и макроэлементов). Также должны быть обозначены нормативные документы, сведения о сертификации услуг.
В ресторане было заказано торжество. Аванс заплатили заранее. За неделю до события его пришлось отменить. Ресторан отказывается вернуть деньги. Правомерно ли это?
В данном случае исполнитель (то есть ресторан) нарушает действующее законодательство, потому что заказчик имеет право отказаться от услуги в любое удобное для него время. Нужно разобраться, понес ли исполнитель фактически какие-то дополнительные расходы. Если нет, то тот факт, что заказчику не возвращается определенная сумма, является неправомерным.
Законно ли, когда за вход в кафе нужно заплатить?
Взимание платы за вход в заведение общественного питания является неправомерным. Это нарушение статьи 16 пункта 2 закона «О правах потребителей».
По вине столовой не состоялся банкет. Заказчику что-нибудь возмещается в этом случае?
В случае нарушения сроков и обнаружения иных недостатков потребитель имеет право возмещение неустойки в размере трех процентов цены услуги за каждый день.
На что чаще жалуются потребители услуг общепита?
Мы проводим мониторинг по направлениям: либо это качество продукции, либо культура обслуживания, реакция на жалобы. Больше всего жалоб поступает на предоставляемую информацию.
Должен ли быть в заведении общепита «уголок потребителя»? Некоторые кафе и рестораны оправдывают его отсутствие тем, что у них нет места или не позволяет дизайн.
Безусловно, должен быть. Обязательно должна быть доступна такая информация, как наименование предприятия, контакты, перечень услуг (меню и дополнительные услуги). Должны быть и книга отзывов и предложений.
Как должен отреагировать владелец заведения общественного питания, например, на негативную запись в книге отзывов и предложений?
Есть «Положение о ведении книги отзывов и предложений». В соответствии с этим положением, руководитель должен в течение пяти дней сделать запись в этой книге – ответ на отзыв. Если потребитель оставил свои контактные данные, то руководитель должен сообщить потребителю свой ответ либо по телефону, либо послав письмо на почтовый адрес. Посетитель же в удобное для него время имеет право прийти и ознакомиться с этим ответом.
Все чаще в последнее время продукцию называют так, как не имеют права называть. Например, торт «Киевский», а с «Киевским» он не имеет ничего общего! Это нарушение?
Раньше продукция соответствовала ГОСТу, сейчас изготовители могут использовать технические условия. А эти технические условия разрабатываются самими изготовителями. Если тот же торт делает по ТУ, то он должен называться торт «По-киевски». То есть на лицо предоставление недостоверной информации. За это предусмотрена административная ответственность.
Недавно мне принесли счет, в котором стояли лишние 200 рублей за то, что в соседнем зале играла живая музыка. Я отказался платить. Кто прав?
Живая музыка – это дополнительные услуги. Если вы не были проинформированы заранее о том, что эти услуги есть и они оплачиваются, вы правы, что отказались платить по счету. Вам обязаны были предоставить полную информацию. Конечно, иногда легче бывает оплатить, но вы можете после этого обратиться в контролирующие органы. Подтверждением вашей правоты будет счет, который вы можете взять себе.
Куда обратиться
Управление Роспотребнадзора по Смоленской области: г. Смоленск, ул. Тенишевой, 26, 8 (4812) 38-25-10.
Отдел по защите прав потребителей: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1а, кабинет 2, 8 (4812) 38-16-76.
Общество защиты прав потребителей «Фемида»: г. Смоленск, ул. Ленина, 13а, 8 (4812) 38-04-29.