Национализация в Бирме

Национализация в Бирме

Сильным ударом по позициям иностранного и крупного национального капитала явилась национализация 14 иностранных и 10 частных банков вместе с их отделениями на местах. В том же 1963 г. был принят закон о национализации, на основе которого в руки государства перешли многие промышленные предприятия, принадлежавшие иностранному и национальному капиталу.

В 1964 г. национализацией были охвачены внешняя торговля и внутренняя оптовая торговля, лесная промышленность, торговля древесиной и рисом. К 1972 г. было национализировано около 15,4 тыс. промышленных и торговых предприятий, банков и страховых компаний, кинотеатров, учебных заведений, типографий, газет и журналов, больниц и амбулаторий.

Политика национализации встретила сопротивление со стороны как иностранного, так и внутреннего капитала. Чтобы подавить противодействие осуществлению политики правительства в области национализации, 13 марта 1964 г. был принят закон о защите социалистической экономики, по которому любое лицо, наносящее ущерб общественной собственности, оказывающее противодействие производственной, торговой, транспортной и банковской деятельности и занимающееся контрабандной торговлей, могло быть осуждено на 10 и более лет тюремного заключения с конфискацией принадлежащего ему имущества.

В целях пресечения саботажа правительственных мероприятий со стороны торговцев, занимавшихся спекуляцией и распространением ложных слухов о том, что с национализацией торговли исчезнут все товары, правительство 19 марта 1964 г. при активном участии: офицеров и 2600 добровольцев произвело национализации» около . 3 тыс. торговых предприятий в Рангуне; В течение марта—апреля по всей стране были национализированы магазины, товарные склады и другие торговые предприятия, которые начали именоваться народными.

Установление государственной торговли иностранная и бирманская буржуазия встретила в штыки. Используя огромные денежные суммы, изъятые из банков, они начали скупать товары, чтобы вызвать в стране инфляцию. Тогда 17 мая 1964 г. правительство приняло: закон об изъятии из обращения крупных банкнот достоинством в 100 и 50 джа. Деньги в государственные банки сдали 1364 тыс. человек на общую сумму в. 392,5 млн. джа (в то время 1 джа = 19 коп.).

С осуществлением всех этих мероприятий в значительной степени укрепился государственный сектор экономики и почти был полностью вытеснен иностранный промышленный и финансовый капитал. Национализация в области промышленности и финансов сопровождалась массовым выездом из страны иностранных предпринимателей, главным образом индийского происхождения. Менее пострадал китайский капитал, потому, что он оказался более приспособленным к бирманской действительности. Если индийцы, как правило, жили замкнутой своей общиной, то китайцы устанавливали тесные связи с бирманцами. Среди них часты смешанные браки, что позволяло китайскому торговому или финансовому капиталу маскироваться под бирманскую вывеску.

Проведенная национализация положительно сказалась на состоянии бирманской экономики. По данным доклада Революционного совета о государственном бюджете, в 1962/63 финансовом году валовое производство государственного сектора увеличилось, на 73%, а частного — только на 10%. В докладе был отмечен рост добычи нефти, свинца, цинка, серебра, производство цемента, тиковой древесины, каучука, сахара, хлопка. Сбор риса в 1963 г. составил 7,4 млн. т по сравнению с 6,3 млн. т в 1962 г.

Как уже отмечалось, 4/5 населения Бирмы занято в сельском хозяйстве. Прежние руководители страны практически мало что сделали в области, аграрных, отношений. Бирманская деревня находилась в руках феодалов, помещиков и ростовщиков, нещадно эксплуатировавших трудовое крестьянство. Новое правительство уделило много внимания сельскому хозяйству.

В октябре 1962 г. Революционный совет создает Центральный комитет планирования аграрной революции и упорядочения кооперативов, которому поручалось изучить положение в сельском хозяйстве и подготовить предложения по осуществлению аграрной реформы. В основе этой реформы лежит положение Революционного совета о том, что все средства производства должны принадлежать государству или кооперативным обществам. Что касается земли, то она является собственностью государства, которое имеет право предоставить ее в пользование тем, кто ее обрабатывает.

Аграрная реформа в Бирме осуществлялась поэтапно с учетом сложившихся обстоятельств и особенностей землепользования. В марте 1963 г. Революционный совет принял «Закон об аренде земли», по которому предусматривалась сдача земли крестьянам в аренду через деревенские земельные комитеты, членами которых могли быть только крестьяне и сельскохозяйственные рабочие. Закон освобождал крестьян от ежегодного возобновления заключения соглашения об аренде с помещиком и ограничивал арендную плату одно-трехкратным размером земельного налога, установленного из расчета 3 джа за владение 0,4 га земли.

Тогда же был принят еще один закон «О защите крестьян», который запрещал помещикам и ростовщикам преследовать арендатора судом за неуплату арендной платы, а также сгонять его с земли или отбирать инвентарь и урожай. На практике помещики нарушали оба этих закона, взимая с крестьян более высокую арендную плату, чем это было установлено постановлением правительства.

Видя это, Революционный совет 5 апреля 1965 г. издает «Закон об аренде», который отменил арендную плату частным лицам. Этот закон положил конец эксплуатации крестьян помещиками. «Этот вопрос должен был быть решен раньше, но обстоятельства заставили нас заняться другими делами», — заявил Не Вин на семинаре крестьян в Рангуне 2 марта 1965 г. Он подчеркнул, что без «ликвидации пагубной системы арендной платы за землю» положение политической декларации Революционного совета о уничтожении эксплуатации человека человеком звучал бы как насмешка.

Принятие этого закона имело и большое социальное значение, так как это вело фактически к ликвидации помещичьего и иностранного землевладения. В соответствии с этим законом в пользование безземельных и малоземельных крестьян перешло почти 3 млн. га обрабатываемых земель и около 1,1 млн. крестьянских семей было освобождено от арендной платы.

 

Автор: Георгий Диденко

Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.