Забавы озерной русалки

Забавы озерной русалки

Таинственные обитательницы озера Дго вредят рыбакам и тушат костры

На озере Дго нам с друзьями уже приходилось бывать этим летом. Тогда, наслушавшись от местного жителя Смоленского Поозерья страшных историй о загадочных явлениях, происходивших в одной из заброшенных деревень, мы решили непременно продолжить знакомство с творящейся в этих краях бесовщиной.
Поводом к очередному походу послужил рассказ знакомого, заблудившегося в поисках черники в лесах, окружающих озеро. Потерявший дорогу ягодник увидел на краю болота мертвого волка. Приблизившись к зверю, мужик был поражен: передние конечности волка ничуть не напоминали лапы, а выглядели как кисти человеческих рук. Не помня себя от ужаса, Михалыч (назовем его так) помчался куда глаза глядят и вскоре вышел к дороге. В деревне мужика засмеяли: односельчане, выслушав его рассказ, спрашивали, сколько он выпил, советовали закодироваться.
Не прошло и года, как мужик снова пошел на Дго, на этот раз – порыбачить. Утренний клев не задался, и Михалыч ближе к полудню решил прилечь отдохнуть на травку за ивовыми кустами. Вдруг из камышей послышались странные всплески и бормотанье. Звуки вполне были похожи на человеческие, и местному жителю стало интересно посмотреть, что происходит там, в зарослях. Каково же было удивление рыбака, когда он, раздвинув камыши, увидел голую девушку с длинными распущенными волосами, плескавшуюся по пояс в воде. Незнакомка, хихикая, бормотала что-то себе под нос и манила Михалыча пальцем. Тот, забыв о рыбалке, рванул прочь, подминая камыш и ломая ивовые кусты. Вернувшись домой, рыбак долго не мог выбросить из головы встречу с русалкой.
Боясь снова быть осмеянным, Михалыч ничего не рассказал своим односельчанам и почти забыл о случившемся. Как-то на рыбалке в случайном разговоре со мной местный житель эту тему затронул, а потом разговорился, да и рассказал все как было.
Короче говоря, отправляясь на Дго, мы были наслышаны о творящейся в здешних краях чертовщине. Конечно, вероятность повидаться с местными оборотнями и русалками была не весьма высока, но все же, искренне уповая на встречу с представителями потустороннего мира, мы не преминули прихватить и пару удочек, если вдруг нечисть внимания к нам не проявит и придется коротать время на берегу в ожидании поклевки.
К берегам Дго мы прибыли около 10 часов утра. Повсюду плескалась рыба, вода пузырилась, в камышах квакали лягушки. В общем, ничто не предвещало контактов с обещанной Михалычем нечистью. Закинув удочки, стали собирать дрова для костра.
Подготавливая место для кострища, мы наткнулись на странное дерево. Изогнутая ольха стояла метрах в пятнадцати от нашей стоянки, на опушке леса. На изгибе дерева четко прорисовывалось человеческое лицо, с носом, глазами, ртом и даже бровями. Изображение было, разумеется, нерукотворным: в нем не угадывались следы ножа или других режущих инструментов.
Конечно, дерево с человеческим лицом к нечистой силе никак не припишешь, и потому мы, пообедав, выплыли на лодке на середину озера. Пару раз безрезультатно забросив спиннинг, мы уже были готовы повернуть к берегу, как вдруг на третьем забросе произошло нечто необъяснимое: катушка резко хрустнула, сорвался тормоз. Леска начала разматываться и резко уходить в воду. Удилище вырывало из рук. Можно было бы подумать, что блесну заглотил сом, если бы сомы водились здесь.
Попытки подмотать леску ни к чему не привели: лодку носило из стороны в сторону, и это несмотря на общий вес троих пассажиров скромного резинового судна. Минут через десять леска плавно ослабла. Стоило вытащить снасть из воды, как нас ожидал очередной сюрприз: блесны на леске не было. Более того, она не была оборвана, целым оказался и поводок, только карабин на нем – аккуратно расстегнут. Никаких сомнений не было: это не могла сделать рыба. Придя в себя после случившегося и смирившись с кражей блесны, мы поплыли к берегу.
Небольшой компенсацией потери стал скромный улов на удочку с берега: на ужин мы варили уху. Закат над озером сменила темнота. Вокруг костра по полю и деревьям плясали длинные тени. Казалось, самое время для активизации нечистой силы, однако все было спокойно.
Впрочем, вскоре таинственные обитатели Дго дали о себе знать. Как только мы сели ужинать, из камышей стали доноситься всплески и бурление. По этим звукам можно было подумать, что в зарослях озерной травы плещется какой-то человек. Конечно, никому не придет в голову купаться на ночь глядя возле чужого костра, и потому эта версия отпадала сама собой. Как только мы приблизились к берегу, что-то булькнуло, и звуки прекратились.
Всплески продолжились после того, как мы, потушив костер, полезли в палатку спать. Игнорируя ночную купальщицу, мы долго ворочались в палатке: сон не приходил. Через две-три минуты по крыше стали ударять капли. Дождь? Но на ясном небе были звезды, никаких облаков. Я вылез из палатки и, к огромному удивлению, не усмотрел ни одной капли на зеркально гладкой поверхности озера. При этом они барабанили по палатке.
Решив не вдаваться в творящиеся чудеса, через несколько минут мы заснули. Наутро на месте костра оказалась большая лужа, а леска спиннинга была обмотана вокруг дерева: ночная гостья неприветливо встретила рыбаков.

Комментарий эксперта
Андрей Максимов, доцент СмолГУ, специалист по славянской демонологии:
– Русалки не дают покоя жителям Смоленщины на протяжении многих веков. Еще на рубеже XIX и XX столетия известный смоленский этнограф и фольклорист В. Н. Добровольский в своих работах обстоятельно описал суеверия смоленских крестьян, связанные с ними. И уже тогда один из информантов сказал, что «теперь русалок мало», т. е. вера в них пошла на спад давно. Но в ходе работы по сбору фольклорно-этнографического материала в наше время в разных уголках Смоленщины записано несколько историй о русалках и событиях, которые, как уверяют рассказчики, произошли с их бабушками-дедушками еще задолго до Великой Отечественной войны, когда те были молодыми, а традиционная культура – более устойчивой, и о том, как случаются встречи с русалкой в настоящее время. Сам же образ русалки чрезвычайно древен. Однако ни четко представить его эволюцию, ни даже однозначно объяснить происхождение слова «русалка» ученым пока не удается.
Истоки образа русалки в том виде, как это следует из данных последних двух-трех веков, коренятся в представлениях о вредоносных, «нечистых» покойниках. Русалками становятся утонувшие или умершие преждевременной, неестественной смертью, покончившие с собой, умершие некрещеными девушки и женщины, мертворожденные, проклятые, пропавшие без вести, похищенные нечистой силой… Поэтому и внешность этих существ далеко не такая приятная, как в мультфильмах или в романтической поэзии. По описаниям русских крестьян, это безобразная женщина с длинными растрепанными волосами. Хотя существует точка зрения, правда, базирующаяся на очень зыбкой основе, что русалки изначально были добрыми существами – «берегинями», помогавшими людям, терпящим бедствие на воде, а их сущность переосмыслили после принятия христианства. Но русалки вовсе не такие заботливые и милые в большинстве поверий и рассказов: от них всегда исходит опасность и враждебность по отношению к человеку.
Современные истории о русалках, как правило, незамысловаты и не страшны, а, скорее, забавны. Женщины пошли ворочать солому в реке, а одна возьми да скажи: «Ну, где вы, русалки?» И тут же ее кто-то под водой за ногу схватил и потащил в реку. Широко распространен запрет на произнесение имени мифологического персонажа, здесь такой запрет был нарушен, и последствия не заставили себя долго ждать. Или курьезная история о том, как мужик пошел ночью мыться в баню, а жена обнаружила его сидящим в чем мать родила на камне посреди реки. Оказывается, когда он мылся, пришла русалка и позвала с собой, привела на реку и исчезла. А мужик без посторонней помощи перебраться на берег не мог. Здесь просматриваются традиционные мотивы о том, как русалка стремится погубить человека. И, кстати, считалось, что эти существа особенно враждебны как раз к мужчинам: заманивают их, щекочут до смерти или топят. Русалка может утянуть к себе купающегося, особенно если он без креста или купается вечером. Парней русалки берут в мужья, а девушек-утопленниц – в служанки. Иногда русалки оказывались среди гадающих на Троицу или Духов день девушек.
Распространен сюжет о том, как русалка оставляет на реке свой гребешок, обычная женщина его забирает, а русалка потом преследует ее, приходит к дому, стучит в окно, требует вернуть принадлежащее ей.
Русалка, как и другие духи природы, – сезонное существо, поэтому пребывает на земле лишь определенную, очень небольшую часть года. Пик активности этих демонов тяготеет к Троице. Добровольский писал, что у смоленских крестьян неделя после дня Святого Духа называется «русальница». Русалку можно повстречать не только у воды или в воде, но и в лесу, в поле. В так называемую русальную неделю они группами выходят из водоемов в леса, качаются на ветвях деревьев, поют песни, кричат и хохочут. Многие сегодня удивляются: как русалки ходят, у них же рыбий хвост? Разочарую: такая деталь во внешнем виде русалок встречается очень редко и, видимо, появилась не без книжного влияния, в первую очередь, западноевропейских литературных сказок, затем проникла в советский кинематограф и так закрепилась в сознании наших соотечественников. По крайней мере для русской традиции это не характерно.

Фото автора.

Сергей Прохоров,МК - Смоленск

Читайте также
Вы не можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.